Сорок ночей позади, свет сорокового дня уже померк, путанное видение на небесах, и, что самое страшное — самого учителя не видно. Народ испугался, что нет у них защитника… Тора повествует нам, что учитель наш, Моше, поднялся на гору Синая, с целью получить Учение для всего народа. Исчезая в тумане, он предупредил: «Вернусь через сорок ночей и сорок дней». Народ Израиля, сдерживая нетерпение, ожидал возвращения учителя и начала нового Служения. Некоторые, самые верные ученики, даже не отходили от горы. Однако, в продолжении рассказывает Тора, что, не дождавшись буквально считанные часы до возвращения Моше — большинство народа (исключая Левитов и женщин), требует от Аарона сотворить золотого тельца и желает поклонится ему.
Краткий стиль повествования Торы порой не дает полной картины ученику, не вооруженному дополнительными знаниями. История с золотым тельцом, на первый взгляд вызывает изумление. Совсем недавно весь народ удостоился Откровения и каждый еврей всей своей сущностью воспринимал указания Самого Творца. Мудрецы говорят нам, что самая простая женщина из вышедших из Египта — посредством Откровения достигла уровня пророков. И вдруг — идолопоклонство?
Хасидские учителя не раз подчеркивают, что любое повествование Торы (учения) является указанием на века. Запутанность сюжета и краткость определенного повествования, подразумевает особую утонченность и важность указания, скрытого в нем. Само изумление событиями в Торе, призвано вызвать у ученика потребность в дополнительном исследовании. Как результат — ученик постигнет указание Торы более высокого порядка.
Конечно, было бы глупо предположить, что народ, достигший уровня пророков ничем, не обосновывал свое стремление создать золотого тельца. Мидраш раскрывает нам дополнительные обстоятельства того события, намеком скрытые в простом тексте учения. По словам Мидраша, на исходе сорока ночей и сорока дней (то есть на сороковой день) — ночь наступила раньше времени. Каким именно образом — об этом имеются несколько мнений (туман, затмение солнца, или тьма подобная египетской). Но, в одном сходятся мудрецы — раньше времени скрылось солнце. И еще, добавляет Мидраш, было народу явление на небе — группа ангелов, плачущих над образом, подобном Моше. Возможно то было пророчество, что лишь ангелам будет известно захоронение Моше. Однако не так это растолковало большинство вышедших из Египта. Сорок ночей позади, свет сорокового дня уже померк, путанное видение на небесах, и, что самое страшное — самого учителя не видно.
Народ испугался, что нет у них защитника перед Отцом Небесным, и стало невозможным полноценное Служение. Ревностные в своем служении, евреи не желали проводить ни минуты в материальном мире без явного проявления Творца. Тогда народы мира, замешавшиеся в народе, подсказали — возможно требуется самим создать сосуд для Божественного пребывания, подобно Храму. Образ тельца тоже был выбран не случайно. Обладая глубокими знаниями (полученными при Откровении), они знали, что под Престолом Славы сияют четыре образа. Образ человека, образ тельца, образ льва, образ орла. Более того, во время самого Откровения народ видел, что сияние образа человека было тем же Сиянием, которое исходило от Моше. Связав видение и реальность воедино, евреи решили что мироздание, возможно, достигло исправления образа человека. Возможно они думали, что именно так следует толковать видение. Тогда евреи обратили свой взор к следующему по ступени образу — образу Тельца. И при самом создании золотого тельца, также использовали высочайшие знания и Имена Творца (как это видно из многих комментариев).
Выходит, что вовсе не глупость и пустые доводы проложили путь к созданию Золотого Тельца. Скорее наоборот. Стремление евреев полноценно служить Творцу, и свойственное народу Израиля стремление поскорее исполнить волю Отца — послужили причиной этому. Следствием этой истории было то, что Моше, увидев происходящее, разбил Скрижали Завета. На первый взгляд, тоже странное поведение, требующее пояснения. Однако, в свете вышесказанного, можно понять поступок Моше с новой ясностью. Увидев насколько велико стремление народа, Моше понял, что недостаточно Десяти Заповедей, чтобы удерживать души пророков в материальном мире. Души пророков жаждали большего количества заповедей, позволяющих им связываться с Творцом, с помощью тела, а не покидая его. И Моше разбил Скрижали.
Сокрытие учителя, обещание вернуться, обманчивая реальность, стремление людей сгореть в костре жизни, педантичные Служители, простодушные женщины — всему этому можно найти аналоги в окружающей действительности. Однажды я слышал комментарий: «Если евреи были на таком высоком уровне, как они могли поверить в реальность миража на небе? Именно потому, что они были на высоком уровне, они знали: материальный мир — мир лжи, и не поверили бы видению в материальном мире. Но видение на небесах показалось им реальным».