Момент истины

Фарбренгены – это время, когда хасиды в 770, вдохновленные Ребе, поднимались “немного выше”. Казалось, что суета и шум Нью-Йорка совершенно исчезали, в то время как собравшиеся, объединившись в единое целое, как один человек, согревались присутствием Ребе. Они могли часами поглощать сихи (беседы), внимательно слушать хасидские маамары (выступления на тему хасидской философии), время от времени исполняя по команде Ребе веселые нигуны (хасидские напевы).

Один только факт, что человек какое-то время находился в присутствии Ребе, уже всегда менял человека. Но Пурим, несомненно, – это было нечто особенное. Даже сегодня просмотр видеозаписи пуримского фарбренгена переносит в ту особую атмосферу празднования Пурима у Ребе. Истории Ахашвероша, Мордехая и Эстер на фоне наэлектризованной атмосферы оживают и предстают своевременными, реальными и актуальными. И во всем ощущается чистая радость, объединяющая и возвышающая.

5713 (1953). В конце фарбренгена лицо Ребе стало очень серьезным. Он, казалось, готовится произнести маамар. Но вместо этого Ребе рассказал историю о русском хасиде, который, когда участвовал в выборах, вслед за другими избирателями громко кричал: Ѓу ра (звучавшее как “ура”, но в переводе означающее “он – плохой”). Увидев сосредоточенность Ребе, все тоже громко повторили за ним: Ѓу ра, ѓу ра, ѓу ра! Затем Ребе приступил ко (второму) маамару. Новость о смерти Сталина пришла через несколько дней.

5743 (1983). Ребе подробно говорил о двух “железных занавесах” – физическом и духовном, и о нашей ответственности за борьбу с ними. О евреях, находящихся в затруднительном положении в Советском Союзе, и еврейских детях, оказавшихся в государственной школьной системе (доступно на видео).

5734 (1974). Ребе подверг критике религиозную партию Мафдаль за то, что она вошла в правительственную коалицию без обещания исправить закон “Миѓу йеѓуди”. (Далее используются слова стиха из Йешаяѓу, 66:1) “Небеса? Волнует ли меня Ѓашем? – изобразил Ребе равнодушное отношение лидера Мафдаля. – Мой престол! Я забочусь о своем кресле! Земля? Стоит ли мне позаботиться о территориях Эрец-Исраэль? Подножие ног моих! Моя должность важнее!”.

Очень важной темой практически на каждом пуримском фарбренгене были “Нешей увнот Исраэль” (еврейские женщины и девушки). Ребе посвящал по крайней мере одну сиху, а иногда и больше, ключевой роли еврейских женщин. Он часто останавливался на уроках Эстер и на том факте, что Мегилат Эстер называется исключительно по ее имени, без упоминания Мордехая.

В Пурим утром несколько человек входили в кабинет Ребе для раздачи матанот лаэвьоним (подарков бедным на Пурим). Раввин Ментлик и раввин Хаим-Меир Букет получали деньги от Ребе для организации “Купат бахурим”, которая поддерживала бахурим (молодых студентов йешивы), а реб Моше Гронер получал деньги – разную сумму каждый год – для бедных семей в районе Нижний Ист-Сайд в Манхэттене. Реб Моше-Пинхас Кац и его сын реб Зеэв также получали деньги от Ребе.

Пуримские фарбренгены часто заканчивались призывом к сбору маот хитим (предпасхальной кампании по сбору помощи бедным) и кампании мацы, хотя Пурим еще продолжался. Шушан-Пурим всегда был радостным днем у Ребе, и фарбренген в следующий шабат часто шел с теми же пуримскими темами. Начиная с 5742 (1982) года Ребе также проводил общий йехидут (аудиенцию) в дни после Пурима, чтобы проводить гостей, которые прибыли провести этот день у Ребе.

Донести это до всего мира

Описание Пурима у Ребе не будет полным без нескольких слов о мивца (кампании) Пурима. Сегодня все любавичские хасиды проводят Пурим, принося радость и праздничные мицвот другим евреям, находящимся поблизости. Вначале эта кампания чрезвычайно масштабно проводилась в Эрец-Исраэль. Тогда, в 5731 (1971) году, Ребе призвал приложить максимальные усилия, чтобы принести радость Пурима солдатам Цаѓала и семьям погибших. Хасиды, которые в основном проживали в центре Эрец-Исраэль, запаслись свитками Мегилат Эстер и всем остальным, необходимым для исполнения других мицвот Пурима, и отправились на базы Цаѓала по всей стране, а также в Синайской пустыне.