Хочешь стереть с лица земли народ — найди способ системного подрыва его традиций. Эту фразу я прочитал несколько лет назад в одной из книг. Название книги, признаюсь, не запомнил, а вот эта цитата из нее глубоко врезались в мою память. Понимаю, что это произошло не случайно. Объясню. В последние годы я веду торжества самого разного уровня: свадьбы, дни рождения и так далее. Работал в Нью-Йорке, продолжаю это делать в Израиле.
И вот на что я обратил внимание в последние годы. Многие свадьбы в нашей общине, и таких становится все больше, проходят по самому простому сценарию. Рав проводит традиционный обряд, гости идут за столы, входят молодые, причем не всегда в нашей традиционной одежде. Несколько тостов, несколько народных танцев. А затем на сцене появляется диджей или ансамбль. И начинается часть, которую я для себя называю «бум-бум- бум». В зале торжеств начинается грохот, молодые танцуют, пожилые потихоньку подтягиваются к выходу.
Я иногда спрашиваю родителей виновников торжества: «Почему вы так быстро переходите к части «бум-бум-бум»?
Ответ обычно стандартный: «Так захотели молодые, сегодня они решают, какая музыка будет звучать, это их торжество» …
А ведь еще не так давно наши свадьбы, в большинстве своем, проходили по-другому. Мы создавали семейный штаб по проведению торжества, мы думали, как сделать вечер запоминающимся на всю жизнь. Мы не стеснялись на наших свадьбах традиций нашего народа. Нет, дискотека иногда тоже была. Но часть «бум-бум» в наше время никогда не было главной частью торжества. И это важно. Потому что, когда я читаю в социальных сетях разные мнения о торжествах в нашей общине, речь в основном идет о том, что свадьбы очень дорогие.
Я готов принять огонь на себя, потому что убежден – цена в этом вопросе не главная проблема. Вам кажется дорого, сделайте торжество скромнее, пригласите меньше людей. И не нужно упрекать рестораторов или владельцев залов торжеств в жадности. Во-первых – цель любого бизнеса – заработать деньги. Ну, а если есть немало обеспеченных людей, готовых платить по полной, то почему бы бизнесу не заработать? Во-вторых, никто вас не заставляет под пистолетом эти деньги платить. Думайте сами, решайте сами, как гулять и насколько.
Главная острая проблема, на мой взгляд, в другом. Наши свадьбы все меньше проходят по добротным сценариям, в которых учитываются наши традиции. Другими словами, я вижу, как с каждым годом бухарские свадьбы становятся все менее бухарскими.
Знаю, меня могут спросить: «Шломо ты действительно считаешь, что порядок проведения свадеб по-настоящему серьезная проблема»?
Мой ответ: «Да, серьезная проблема».
Кто-то из мудрецов прошлого сказал, что в чистой капле воды отражается весь мир. Наши свадьбы — это тоже та «капля», которая показывает нам, как в нашей молодежной среде размываются обычаи и традиции бухарских евреев. И происходит это не потому, что бухарским евреем быть стыдно. Нет, сегодня это далеко не так. Благодаря деятельности Конгресса и лично Льва Леваева сегодня бухарские евреи чувствуют себя гордым народом. Вот только некоторые молодые члены нашей общины, не стыдясь более своего происхождения, все больше хотят чувствовать себя израильтянами, американцами, австрийцами, то есть, быть такими как все.
Но мы не такие, как все. Мы – бухарские евреи, чьи предки в конце позапрошлого века построили в Иерусалиме квартал шхунат а-бухарим и содержали в Эрец-Исраэль школы и ешивы. Мы – бухарские евреи, чьи деды и отцы сумели сохранить наши религию и традиции в годы коммунистической диктатуры. Мы – бухарские евреи и потому мы можем и способны занимать лидирующие позиции в экономике, образовании, в армии, да и в политике тоже. Ведь мы умеем говорить и слушать, договариваться и держать слово. Наше время пришло и пусть по всему Израилю, в Америке, Австрии, во всем мире звучит наша музыка.