«Цав»

В недельной главе «Цав» заповедует Тора: «И постоянно будет гореть огонь на жертвеннике не погасая», т.е. в любое время и в любом состоянии, огонь на жертвеннике должен гореть не погасая. Известно, что жертвенник символизирует собой еврейское сердце. Как жертвенник является местом, где должен постоянно гореть огонь, так и в еврейском сердце должен постоянно гореть чувственное пламя.

В духовном понятии этого указания Торы еврей должен постоянно заботиться о том, чтобы огонь любви ко Всевышнему и горячность к исполнению заповедей постоянно горел в его сердце не потухая никогда.            В Иерусалимском Талмуде сказано: «Всегда — даже в субботу; всегда — даже при ритуальной нечистоте». Это указание (Талмуда), состоящее из двух частей, учит нас указанию о постоянном пламени любви ко Всевышнему (которое в наших сердцах).

 Особенность шабата в том, что в этот день остаются в стороне все материальные заботы. В этот день человек занимается духовными делами, Б-жественными делами и, таким образом, полностью отключается от будничных проблем. Пребывая в таком состоянии человек может подумать, что у него нет необходимости в горячности при духовной работе. Для чего это? Он ведь и так весь занят только лишь духовностью и возвышенностью!

Отвечает на это Тора: «Всегда — даже в шабат!» Пламя прыти и восторга в служении Всевышнему является обязательным условием для любого духовного уровня и состояния. С другой стороны, люди, чьё духовное состояние опущено, являются на уровне «духовно нечистых», и они могут подумать, что у них нет никакой связи и никакого отношения к «постоянному огню», к любви и прыти в служении Творцу. Таким людям Тора отвечает: «Всегда и даже при духовной нечистоте». Даже при опущенном духовном состоянии необходимо следить за «постоянным огнём».

Более того, еврейское тепло и любовь ко Всевышнему разожгут в конечном итоге то пламя, которое вытащит человека из его низкого духовного состояния и поднимет его на вершины святости. Только у святого огня есть силы уничтожить «чуждый огонь» удовольствий от материального мира. И как выразился рабби Дов-Бер — Межеричский Магид, что когда «постоянный огонь будет на жертвеннике», то еврею обещано, что «никогда не погаснет» — что все отрицательные вещи будут «съедены» этим вечным пламенем.

Выше приведенное высказывание Магида ещё больше поясняет необходимость в «постоянном огне» в любое время и в любом состоянии. Только постоянная горячность в (изучении) Торы и исполнении заповедей в состоянии отвергнуть нежелательные мысли, высказывания и действия. Временная и проходящая горячность не имеет возможности уберечь человека от происков злого начала. Если «постоянное пламя» погаснет хотя бы на миг, то сразу же в душу закрадываются чувства и желания, от которых мы должны предохраняться.

Каждый из нас должен следить за силой «огня» в своём внутреннем «Храме». Всё ли связанное с Торой и заповедями выполняется с жизненностью и внутренним «пламенем» или выполняется просто, как «людьми, изучающими заповеди»? Знаком этого является то, каким образом еврей исполняет Тору и заповеди. Удовлетворяется ли еврей только лишь тем, что он выполняет то, что необходимо выполнять или же он стремиться выполнять все мельчайшие устрожения? Устрожение в заповедях раскрывает внутреннюю и духовную связь (еврея со Всевышним), и это и является тем «постоянным огнём», который (должен гореть) в нашей душе! Известно высказывание РАМБАНа, что в момент принесение жертвы, человек должен думать, что все действия, которые сейчас производят над жертвенным животным, должны были бы провести над ним самим, но Всевышний по своей великой милости переносит все эти действия на животное.

Смысл идеи жертвоприношения заключается в том, что человек должен принести «в жертву» Всевышнему свою животную душу и найти в себе все этапы, происходящие во время жертвоприношения. Отсюда мы учим, что весь этап жертвоприношения имеется в душе человека. Для того, чтобы это стало более понятным, мы обратимся к одной из вещей, которую мы учим в главе «Цав»: Комментируя слова из Торы «Вот учение о ежедневном жертвоприношении… всю ночь», говорит РАШИ: «Это для того, чтобы объяснить нам о все сожжении жира и внутренних органов животного, что можно сжигать всю ночь». Изначально, время для сжигания жиров и внутренних органов приходится на день, но если по какой-то причине это не было сделано днём, то можно это сделать и ночью.

Ещё один закон: коэны (священники) могли кушать предназначенную им часть жертвоприношения только после того, как были сожжены на жертвеннике жиры. Теперь мы видим, как из этих законов выводится указание для духовной работы еврея. Жиры символизируют собой силу удовольствия человека. Говорит нам Тора: «Весь жир Всевышнему». Еврей обязан направить свои силы удовольствий только для служения Всевышнему. Радость еврея и удовольствие еврея должны быть только от вещей, связанных со Всевышним, с Его Торой и заповедями.

Еврей может подумать, что это касается только лишь мирских удовольствий: когда он будет есть, пить или совершать иные потребности своего тела, то он не будет получать от этого материальное удовольствие. Но что касается изучения Торы и святости — нет никакой причины не получать от этого удовольствие! Говорит на это Тора: НЕТ! «Жиры животного» — удовольствие от святости — также следует «принести в жертву» Всевышнему; до тех пор, пока это не будет сделано, нельзя «кушать мясо жертвенного животного».

В дополнение к этому Тора говорит, что основное время для сожжения жиров это день. День — свет, означает время, когда занимаются действиями «свеча заповедей — свет Торы». Ночь намекает на то время, когда занимаются личными делами. Тора указывает таким образом, что основная обязанность для для принесения своих удовольствий в «жертву» Всевышнему приходится именно на день — на то время, когда занимаются изучением Торы и исполнением заповедей. Тогда появляется опасение, что человек оставит своё удовольствие от этого себе, а не принесёт их в «жертву» Всевышнему. Естественно, что необходимо служит Всевышнему и заниматься Торой с радостью и удовольствием, но эта радость и удовольствие должны исходить из того, что занимаясь выше сказанным, еврей исполняет волю Всевышнего, а не из того, что занятие этим нравится человеку и доставляет ему удовольствие.

Еврей должен учить Тору потому, что это Тора Всевышнего; еврей должен исполнять заповеди потому, что таким образом он связывает свою душу со Всевышним. Когда удовольствия «принесены в жертву» Всевышнему, предотвращаются многие ошибки. Еврей, который обнаружил в Торе что-то новое и чувствует удовлетворение от своего открытия, может затрудниться отказаться от этого открытия, если обнаружит, что оно не верное. Удовлетворение от своего открытия в Торе может сбить еврея с правильной мысли и затруднит его в случае своей ошибки, признать это. Но если еврей приносит своё удовольствие в «жертву» Всевышнему и единственной его целью при изучении Торы и соблюдении заповедей является служение Творцу и исполнение Его воли, то истина будет освещать его путь и подходом его в изучении Торы будет только истина Торы.