Говорят, что 20 адара 5340 (1580) года, в четвертый час после полуночи, МаАРаЛ из Праги привел двух своих учеников на берег реки Молдовка. Там они вылепили из глины тело сильного мужчины и обошли его несколько раз, произнося псуким из ТаНаХа. Душа (хиюнит) МаАРаЛа, как известно, была связана с праэлементом воздуха, душа его ученика р. Яакова аЛэйви – с праэлементом воды, а другого ученика – р. Давида Ганза – с праэлементом огня. Сама глина, из которой вылепили тело, несла в себе праэлемент земли – и все четыре праэлемента были объединены, цура и хомэр дали живое тело, созданное знаниями из Сэфэр Ецира.
В это тело из глины МаАРаЛ спустил душу, которая уже долгое время ждала награды – это была душа одного… черта, который помогал нашим мудрецам (как это упоминается в Талмуде – Эйрувин 43а и Псохим 110а). Того чертика звали “Йосэф шэйда”, и, говорят, он был так назван из-за того, что “заместил” как-то Йосэфа аЦадика при встрече с женой Потифара. Поэтому МаАРаЛ и назвал сотворенного им человека “Йосэф гойлэм”.
Мой друг рав Блой – большой любитель редких книг. Как-то рав Блой спросил меня, могу ли я достать старую Агаду шель Песах с переводом на бухарский язык. Недалеко от синагоги “Зихрон Мойше” есть парикмахерская уважаемого бухарского еврея Элиягу Сасонова, моего друга еще по Самарканду. На мой вопрос он ответил, что у него есть эта Агада. Когда я взял ее в руки, действительно там есть рассказ о Големе из Праги. Рав Блой объяснил, что это первое упоминание о Маарале из Праги и Големе. Это и дало мне повод написать, что я читал о Големе.