Большинство календарей народов мира ведут свой отсчет от какого-либо исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием определенной даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира. Рош а-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте.
Рош а-Шана — праздник Сотворения мира, символ того, что мир не является автономным и вечным конгломератом звезд и планет, не имеющим общего смысла и цели, хаосом, в котором и наша жизнь бесцельна.
Мир сотворен Всевышним — Божьей волей и провидением; все в нем имеет смысл и цель, в том числе вся наша жизнь и каждое наше действие. И мы ответственны перед Б-гом который дал нам возможность жить, существовать. Поэтому день Рош а-Шана, праздника Сотворения мира, является также днем Божьего Суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира.
Рош а-Шана — день сотворения первого человека в единственном числе — напоминает каждому еврею о его цели. От Адама мы извлекаем урок, что у каждого еврея есть абсолютная возможность подняться и достигнуть самой высокой ступени совершенства…
Рош а-Шана был установлен Творцом — не в тот день, когда было сотворено все основное в мире, а в день сотворения Адама — первого человека. Объяснение этому такое: Во время сотворения Адама, творение шести дней начала, не только было завершено, но оно достигло своего совершенства в полной мере.
Этим было достигнуто совершенство творения — не только потому, что Адам был самым возвышенным созданием, а также, вместе с этим, и оттого, что Адам является таким созданием, которое способно, должно, и в будущем действительно приведет все остальные части творения к их собственному совершенству.
Это достигается в тот момент, когда человек использует в полной мере все свои и также природные силы — в отношении недвижимого, растительного мира и животного мира — во имя блага и святости.
Ведь с помощью этого все сотворенное и все творение достигает согласованности с волей Творца.
Помимо прочего, сотворение человека отличается, в особенности, тем, что «он был сотворен одним», что не так в отношении других творений, которые были созданы в больших количествах. Это показывает и подчеркивает то, что одному-единственному человеку дана возможность привести все творение к его цели и совершенству, как это сделал Адам — первый человек. Сразу после своего сотворения, в первый Рош а-Шана, он потребовал и даже добился того, чтобы все творения в мире познали власть Творца, провозгласив: Придите, чтобы пасть ниц пред Ним; склонимся и преклоним колена перед Всевышним, возвеличившим нас. С помощью склонения перед Творцом и его волей, с помощью собственного умаления, и только с помощью этого — сотворенный способен объединиться с Творцом и этим он достигает самого высокого уровня.
Наши благословенной памяти мудрецы учат нас, что от Адама — первого человека — мы извлекаем урок и знаем в отношении каждого человека: «Поэтому Адам был сотворен одним, чтобы научить нас тому, что одна душа как будто равна всему миру». То есть: у каждого еврея, также и в наше время, во всех местах и ситуациях есть абсолютная возможность (и как следствие — также и обязанность) подняться и достигнуть самой высокой ступени совершенства и принести то же самое всему миру — всему сотворенному. Рош а-Шана — день сотворения первого человека в единственном числе — напоминает каждому еврею об этой вышеупомянутой цели. Рош а-Шана раскрывает неправильность оправданий тех людей, кто не исполняет свою цель и говорят, что «невозможно исправить мир», или что они «не получили от своих родителей соответствующее воспитание и подготовку для этого», или что «мир такой большой, а он такой маленький, и что в его силах сделать?»
Рош а-Шана наделяет нас силой для достижения этой цели, так как в этот день обновляется все Творение, начинается новый год, с обновленными силами, как это было в самый первый Рош а-Шана. И как содержание и порядок молитвы в Рош а-Шана — и ведь суть самой просьбы доказывает, что есть возможность исполнить ее и что эта молитва способна сделать это — когда каждый индивидуум просит во время молитвы в Рош а-Шана: «Правь над всем миром… и узнает каждое создание, что это Ты создал его» — что власть Всевышнего будет заметна во всем мире, вплоть до того, что каждому созданию и творению станет понятно, что его сотворил Всевышний. Было время, когда эта идея — что согласно ей каждый человек способен «изменить» мир — пробуждала сомнения, и для этого требовались доказательства и основания и т.д.
Но в наше время, нет необходимости, искать множество доказательств, чтобы убедить, что без Всевышнего, который является Властелином мира и Тем, кто правит миром — Его власть не дает миру развалиться — один человек может разрушить весь мир. Если этот правда в отношении противоположной добру стороне, то, несомненно, в области добра один-единственный человек способен воздействовать с большой силой, ведь, говоря по правде, Творение является добром по своей внутренней сути и, поэтому, она склоняется скорее к добру, чем к его противоположности.
Да поможет Всевышний каждому из нас принять в день Рош а-Шана твердые решения в духе этого праздника, как было сказано, и исполнить на практике эти решения каждый день в течение всего будущего года.
Это «склонение» перед Всевышним, которое проявляется во всех аспектах повседневной жизни с помощью исполнения заповедей Всевышнего — вплоть до того, что «на всех путях своих я познаю Его» и создание этой вещи также в окружающем мире. В соответствии с содержанием Рош а-Шана, которое не только является началом года, а главным образом «головой» этого года. И как голова управляет всеми органами тела, так «жизненность» и принятые в новый год решения должны наполнить и вести все дни жизни.
И тогда все тело (год) является здоровым во всех отношениях.
Рав Даниэль Булочник