В Самарканде, на узбекском языке, вышла в свет книга «МУЗИҚИ МЕРОС» – «Музыкальное наследие», автором которого Мухаммадрасула Мамадаминзода и Одилжона Бойназарова «Музыкальное наследие». Она посвящена музыкальной культуре города и вкладу бухарских евреев Самарканде и Узбекистана в сокровищницу музыкальной культуры Узбекистана и Таджикистана.
Лично сам я с авторами не знаком, но одного из них, Мухамадрасула Мамадаминзода знаю как популярного блогера на интернете, который постоянно на слуху у бухарских евреев Израиля, и, судя по откликам, в США и Австрии.
Как сообщил мне о нем Рафаэль Некталов, автор предисловия к книге, музыковед, главный редактор газеты The Bukharian Times, что М. Мамадаминзода является широкообразованным и творчески одаренным человеком, который способствует популяризации творчества бухарских евреев на интернет-пространстве, и благодаря его энтузиазму в Израиле, США, Австрии, Германии, Австралазии, России и Канаде, наши соотечественники много узнали о том огромном вкладе в профессиональную музыкальную культуру народов Узбекистана и Таджикистана, который мы внесли. Конечно, данная книга авторов, изданная ими самими, являет собой больше рукопись, нежели книгу в классическом понимании этого слова, так как в ней нет ни редактора, ни издательства, чтобы на нее ссылаться и постараться приобрести. Но этим она тоже по-своему интересна.
Книга разделена на главы, посвященные жизни и деятельности выдающихся макомистов Самарканда и Бухары, которые творили на протяжении двух 19 и 20 веков: Борухи Калхот (1845, Бухара – 1891, Самарканд), Ота Джалол (1845, Бухоро – 1928, Самарканд), Ходжи Абдулазиз Абдурасулов (1852 Самарканд – 1936, Самарканд), Юсуфи Гург (1854, Бухара – 1942, Бухара), Мулла Туйси Тошмухаммедов ( (1866, Ташкент – 1945, Ташкент), Леви Бобоханов (1873, Бухара – 1926- Самарканд), Михаил Толмасов (1887, Бухара – 1968, Самарканд), Домло Халим Ибадов (1978, Бухара – 1940, не указано), Гавриэль Муллокандов (1900, Самарканд – 1972, Самарканд), Юнус Раджаби (1897, Ташкент – 1976, Ташкент), Борух Зиркиев (1906, Бухара – 1973, Ташкент), Авром Толмасов (1956, Самарканд), Ильяс Арабов (1993, Бухара), Фозил Очилов ( (1955, Самарканд) А также женщины: Фотима Борухова (1916, Андижан – 2009, Израиль), Зайнаб (Адино) Полванова (1918, Коканд – 1996, Израиль), Коммуна Исмаилова (1927, Хива – 2013, Ташкент), Берта Давыдова (1922, Маргилан – 2007, Ташкент), Барно Исхакова (1927- Ташкент – 2001, Израиль), Рита Юсупова (1960, Шахрисабз), Гульбахор Эркулова.
Затем представлены фотографии и фотоиллюстрации к деятельности многих макомистов – Нерье и Ротшелда Аминова, Бориса Наматиева, Карима Муминова (Нафтоли Шимонова), Фаттохон Мамадалиева, Давида Абрамова, Сироджа Аминова, Эзро Малакова, Илюши Абрамова, Аврома Толмасова, Рошеля Рубинова, Альберта Наркалаева, Рафаэля Наматиева, Рафаэля Бадалбаева, Илюши Бараева, Муножот Юлчиевой, Мухаббат Шамаевой, Озоды Ашуровой, Тамары Катаевой, Марии Малаковой, Эстер Исахаровой, Полины Ханимовой, Насибы Саттаровой, Матлюбы Дадабаевой, различных ансамблей государственных ансамблей макомистов Самарканда, Бухары, Коканда, Ташкента, Душанбе, Нью-Йорка и Израиля.
Я специально перечислил имена этих макомистов, чтобы показать, как глубоко и широко знают музыкальный мир Самарканда, Узбекистана и Таджикистана авторы этой книги и с каким уважением и почтением они отнеслись к их биографиям и таланту.
Впервые я о М. Мамадаминове услышал в Самарканде, когда мне рассказали, что есть один человек, который прекрасно знает музыкальную культуру города, и постоянно пишет о них в своих постах, рассказывает гостям города. Более того, он приводит молодых музыкантов и певцов города, студентов музыкального училища и факультета музыки и пения самаркандского университета на еврейское кладбище, и рассказывает им о великих еврейских музыкантах и певцах города.
– Это на самом деле так и происходит, – подтвердил мой коллега Рафаэль Некталов – Я был свидетелем того, как студенты перед экзаменом пришли к могилам великих Устозов Бухарского Шашмакома, чтобы они благословили их! Содырхон Убайдуллаев, молодой, талантливый макомист, замечательный дутарист, лауреат Второго фестиваля Shahsmaqam Forever (2014, Нью-Йорк), благодаря постам Мухамадрасула Мамададаминзода заинтересовался еврейским кладбищем в Самарканде, и, направляясь из Худжанда в Ташкент, свернул с дороги и направился к могилам своих великих кумиров – Левича Бобоханова, Михаила Толмасова, Гавриэля Муллокандова.
Я намеревался обязательно встретится с ним, но краткосрочное пребывание в Самарканде, не дало мне возможность лично познакомиться с ним и его сподвижником Одилджоном Бойназаровым, чтобы поблагодарить их за эту благородную подвижническую деятельность.
– Думается, что эта книга должна быть переведенной на другие языки – русский, таджикский, английский и иврит, чтобы больше людей в мире узнали о великом городе, стране, в которой жили и творили великие макомисты прошлого, – считает Рафаэль Некталов.- В ней должны быть указаны сайты, линки, на которых Мамадаминзода собрал редкие записи видающихся музыкантов и певцов прошлого, среди которых особое место занимают и бухарских евреи. И конечно следует тщательнее отредактировать ее в серьезном издательстве, и наш Фонд им. Ицхака Мавашев, директором которого я являюсь, окажет ему в этом содействие.
– Важно и то, что книга издана на узбекском языке, и для государства, где проживает более 30 миллионов человек, эта небольшая книжка откроет глаза на мир величественных макомов, имена и фамилии тех, кто творили на узбекском и таджикском языках, – подчеркнул Давид Мавашев, президент Фонда им. Ицхака Мавашева – Института по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре. – Наш Фонд выдвинул публициста и режиссера, общественного деятеля культуры и искусства Самарканда Мухаммадрасула Мамадаминзода к присуждению ему премии им. Ицхака Мавашева, первого музыкального критика, самаркандца, благодаря которому были увековечены в литературе имена Леви Бобоханова и Шохина Ширози. Отец сам записывал макомы в исполнении братьев Толмасовых, Муллокандовых, Бобохановых, и часть из них находится фондах Гостелерадио ССР, Узбекистан и Таджикистана, а другая – в нашем семейном архиве.
Леонид Елизаров, Израиль
Специально для The Bukharian Times