Может ли Израиль выжить без души

Сионизм как движение возник более ста лет назад с целью создания национального государства для евреев. Его основатели считали, что, когда будет создано еврейское государство, наконец появится одно место в мире, где евреи будут в безопасности. Там, говорили они, евреи смогут защитить себя.

Ранние политические сионисты также верили, что образование страны нормализует условия жизни евреев в мире. У французов есть Франция, у итальянцев – Италия. Если у евреев будет своя страна, условия их жизни изменятся. Мир перестанет постоянно обращать внимание на эту небольшую часть населения планеты.

Больше века прошло со времени первого сионистского конгресса, который состоялся в Швейцарии в 1897 году. Его возглавляли такие личности, как Теодор Герцль, Макс Нордау и д-р Натан Беренбаум, создавший термин “сионизм”. Сегодня Израиль – это прекрасная страна, которую мы любим и которой дорожим. Несмотря на все внутренние и внешние проблемы, Израиль скоро сможет гордиться самым большим еврейским населением в мире и одной из самых сильных армий в мире. Он стал домом для миллионов евреев и местом реализации их творческих способностей во многих областях, и мы должны всячески поддерживать Израиль.

Но, как это ни печально, две главных благородных цели сионизма – создание безопасного прибежища для евреев и нормализация их положения – увы, не осуществились в Государстве Израиль. Только в еврейском государстве евреи и их дети на протяжении нескольких лет подвергаются ежедневным ракетным ударам! Только в еврейском государстве миллион евреев вынужден был скрываться в бомбоубежищах, чтобы защититься от ракет Хезболлы. (В конечном итоге лишь ООН удалось остановить обстрел городов на севере Израиля – мы опять вынуждены прибегать к помощи неевреев для обеспечения своей безопасности…)

И положение евреев Израиль тоже не нормализовал. Он не только не погасил нездоровое внимание к евреям и не искоренил антисемитизм, но, наоборот, само существование Государства Израиль стало мишенью для ярого антисемитизма во всем мире. Югославия, Руанда, Дарфур – эти конфликты унесли гораздо больше жизней, чем израильско-палестинский конфликт, но при этом не получили и малой толики того внимания, которое привлекает Израиль.

Чего не смогли понять идеологи сионизма? В чем они ошиблись? Слишком многое поставлено на карту, чтобы игнорировать этот вопрос. Слишком много наших собратьев пожертвовали и продолжают жертвовать столь многим во имя нашей Родины, и мы не должны предавать их, не предприняв попыток подойти к этому вопросу с полной искренностью и интеллектуальной честностью.

###ЧТО ДЕЛАЕТ НАС НАРОДОМ?

Живший в Х веке великий мудрец и философ Саадья Гаон рассматривал вопрос о том, что формирует евреев как народ. Что сделало нас “одним народом” вопреки тому, что у нас не было ни одной из национальных основ? У нас не было родины, политического суверенитета, мы были разбросаны по всему миру, говорили на многих языках и впитали самые разные культуры. Что же определило евреев как единый народ? Ответ рабби Саадьи был однозначным: “Мы существуем как народ благодаря Торе”. Он имел в виду следующее: исключительный фактор, определяющий евреев как нацию, нить, соединяющая евреев от Испании до Туниса, – это общая приверженность Торе и ее заповедям.

Само происхождение еврейского народа красноречиво об этом свидетельствует, потому что наше рождение отличается от происхождения любого другого народа в мире. Если история других народов начиналась с территории, заселенной людьми, впоследствии образовавшими нацию и ее уклад, то еврейская история начинается вдали от родины, в пустыне. Евреев определяет как народ не территория, а единая идея, видение, перспектива – то, что мы сегодня называем Торой. У других народов территория порождает законы. Для евреев, сама идентичность которых как народа была определена законом, Торой, страна является следствием Торы. Тора определила землю Кнаан как подобающее место проживания евреев, самое благоприятное место на Земле для осуществления своей миссии и предназначения.

Следует сказать, что история подтвердила правоту рабби Саадьи. Любые еврейские движения за последние 3300 лет, которые пытались изменить определение еврейства, выражая его не через Тору и заповеди, – от поклонявшихся Баалу во времена Первого Храма, садукеев времен Второго Храма и до основателей Просвещения, идишистов и бундовцев недавнего прошлого – не выдерживали испытания временем. Их правнуки либо возвращались к Торе, либо были утрачены для еврейского народа. Евреи не могли сохраниться как народ без Торы.

Более того, если мы будем искать объективный научный ответ на вопрос, как евреи смогли выжить за тысячелетия беспрецедентных страданий и гонений, нам придется искать общую нить, проходящую через всю еврейскую историю от начала до сегодня. И единственный постоянный фактор, сопровождавший евреев во всех превратностях их судьбы, – это не страна, язык, культура, воинская доблесть и т. п., а крепкая связь с нашим духовным наследием, преданность Торе и заповедям.

###ДУША НАРОДА

Более 3000 лет назад Моше четко высказался о еврейской самоидентификации. Он понимал, что национальность, оторванная от духовности, будет недостаточна для еврейской души. Самая наша идентичность связана с Торой. Определение нашей национальности состоит в том, что мы – носители Торы. Если Ковчег не войдет в Святую Землю вместе с евреями, их существование в опасности.

Национальное государство само по себе не может сделать все для нас. Оно не может “нормализовать” нас, дать нам безопасность, которую мы так жаждем. Нам нужно, чтобы среди нас был Б-г, нам нужно, чтобы Тора была на нашей стороне.

Это не означает, что граждан Израиля следует в законодательном порядке заставить исполнять законы иудаизма. Это вызовет еще более глубокую неприязнь к иудаизму и его законам. В мире, где мы живем, религия и духовность должны быть личным выбором, идущим изнутри. Но речь идет о том, что каждому народу нужна душа. Даже Израилю. А душой еврейского народа в течение 4000 лет была Тора.

Древние Египет и Рим построили великие памятники, чтобы пережить ветра и пески времен. То, что они построили, все еще стоит и в некоторых аспектах никогда не будет превзойдено, но цивилизации, создавшие их, давно исчезли. Евреи тоже стали строителями, но они соорудили не каменные монументы. У горы Синай их назначили строить справедливый мир, достойный стать домом для Б-жественного Присутствия. Его камнями должны быть праведные поступки, заповеди, а строительным раствором – изучение Торы и сострадание. Научив евреев тому, что Архитектор этого мира – Б-г, а строители – это все, кто хочет стать Его партнерами в творении, Моше превратил группу рабов в вечный народ.

Р-н Йосеф И. Джейкобсон