Эмор

В начале главы «Эмор», Тора наказывает коэнам не оскверняться мертвецами. Но говорит это Тора так: «Говори это коэнам — сыновьям Аарона — и скажи им». Эта двойная форма «говори» и «скажи» приводится для того, чтобы, как это объясняет РАШИ: «Предупредить взрослых о детях» (что взрослые обязаны следить за выполнением запрета детьми).

 Это не впервые, когда Тора предупреждает взрослых о детях. Мудрецы говорят, что указание подобного рода говорится о трёх вещах: о запрете поедания насекомых, о запрете на употребление в пищу крови и о запрете осквернения коэнов. Почему же именно на примере этих трёх запретов Тора считает необходимым подчеркнуть важность воспитания (младших)? Это потому, что в отношение этих трёх вещей воспитывающий может прийти к отчаянию, и поэтому Тора считает необходимым оказать ему поддержку. Особенностью поедания насекомых является то, что еврейской душе это отвратительно. Особенностью употребления крови является то, что евреи были привычны к этому. Особенностью осквернения коэна [как и остальные ритуальные осквернения] является то, что это находится свыше разума и понимания. Отсюда мы учим три важнейших правила в воспитании:

1) Когда человек сталкивается с порочными ситуациями или с грубым поведением, то он может подумать, что в такой ситуации нет никакой возможности сделать что-либо хорошее. Тора в этом случае говорит, что даже когда речь идёт о человеке, поедающем насекомых, что означает собой, что этот человек ведёт себя совсем не по-человечески, то всё равно существует обязанность воспитания такого человека и возвращения его на правильный путь.                                                                                                             

   2) Существует мнение, что воспитание может принести плоды только в том случае, когда человек ещё не привык идти по неправильному пути. Но если он уже превратил неправильное поведение в своё обычное поведение, то ничего уже не поможет и жаль приложенных усилий. Говорит тогда Тора, что даже в случае такого поведения, как когда евреи имели обычай употреблять в пищу кровь, всё равно существует обязанность их воспитывать и правильным воспитанием изменить их привычки.   

 3) Есть такие, которые считают, что воспитание может подходить только к таким вещам, которые можно логически объяснить, а там, где заканчивается логика и начинается вера то воспитание бессильно. Если человек утверждает, что он не верит, то с ним уже ничего не поделаешь. Говорит нам тогда Тора, что именно в этом случае, как осквернение коэна — вещи совершенно не поддающейся пониманию, существует обязанность воспитания, для того, чтобы научить нас, что и в вопросах веры воспитание приносит свои плоды и нет никакой необходимости опускать руки. Ведь в своём сердце каждый еврей он верующий и правильное воспитание только помогает ему раскрыть эту веру в глубине своей души.

Когда Тора заповедует нам что-либо, это означает, что эта вещь не только возможна для осуществления, но и само указание даёт нам силы для выполнения этого. Всевышний не требует от человека невозможного. Поэтому, если Он требует что-либо, то одновременно с этим, Он даёт силы для исполнения Своего указания. В недельной главе «Эмор» евреи получили заповедь «Кидуш Ашем» (готовность отдать жизнь для освящения Имени Творца): «…И не бесчестите святого имени моего, чтобы освятился Я среди сынов Израиля; Я — Б-г, освящающий вас…». Смысл этой заповеди заключается в том, что еврей должен быть готов отдать свою жизнь, но не осквернить Имени Творца, и когда он так поступает освящается Имя Творца в мире. Так комментирует эту заповедь РАШИ. Есть два вида исполнения этой заповеди — первое, когда еврей отдает свою жизнь, но в последний момент свершается чудо и он спасен, и второе, когда он в самом деле убит ради освящения Имени Творца.                      

Но какой из двух видов исполнения этой заповеди выше? РАМБАМ считает («Законы основ Торы» гл. 5), что основное в заповеди освящения Имени Всевышнего, это когда человек действительно убит за свою веру. Такая ситуация подчеркивает потрясающую веру еврея в Б-га, до такой степени, что он ради нее был убит. Этот еврей освятил Имя Творца в мире, демонстрируя всем свою приверженность Б-гу, которая ему дороже жизни. И поэтому десять убитых (р. Акива, р. Ишмаэль и т.д.) стоят на самой высокой ступени. С другой стороны, мы находим в мидраше, что когда человек готов пойти на смерть, но в последнюю секунду происходит чудо и его жизнь спасена, то это освящение Имени Всевышнего еще более высокого уровня. В данном случае всем видна готовность человека пожертвовать своей жизнью, но также здесь раскрывается, что рука Творца спасает верного ему еврея.

Более того, мидраш видит в этом специальную заслугу, которой удостоился данный человек и на это он приводит два примера. Первый — Ханания, Мишаэль и Азария, которые согласились быть брошенными в огонь, но в действительности произошло чудо и они были спасены. Второй пример — злодей Марианус, приговоривший к смерти двух братьев-евреев Папус и Лолианус. Марианус сказал им: «Если вы из народа Ханании, Мишаэля и Азарии, придет ваш Б-г и спасет вас». Ответили ему братья: «Ханания, Мишаэль и Азария были праведниками, а Навуходоносор был великим, и поэтому ему было явлено чудо. Но ты — царь-злодей и не заслужил, чтобы ради тебя было явлено чудо». А о себе они сказали, что им положена смерть с неба в любом случае. И из этого выводит мидраш, что в случае когда Всевышний сотворяет чудо и спасает человека отдающего за Него свою жизнь, такая ситуация является более возвышенной и находится на более высоком уровне.

Однако всеми признано, что когда еврей отдает свою жизнь во Имя Творца, запрещено ему думать, что Всевышний сотворит ради него чудо. Он должен твердо идти на смерть не надеясь на спасение в последнюю минуту. А РАМБАМ даже считает, что чудо спасения понижает качество заповеди и приводит сказанное в мидраше, что если кто-то жертвует собой надеясь на чудо, это чудо не происходит. И поэтому, когда он думает о чуде, в действительности он предотвращает чудо, а освящение Имени Творца, это чудо само по себе.                                                                                       

 Йеуда Ландау и вещий сон.

 Эту историю мы услышали от самого Йеуды, когда были у них в гостях. Теперь она попала и в газеты…1993 год. Живем мы себе тихо-мирно в Аргентине, безо всякой связи с еврейством, хотя все были евреями — я, жена, дети… Единственное, что у одного из малышей был, как это называется в медицине, «симптом ленивого века» — глаз все время закрывался, но это можно было, наверное, просто вылечить, — и уж конечно тут ни при чем тема еврейских законов! Ничто, как говорится, не предвещало крутого поворота. Вдруг под утро, в 4.30 так, помнится, просыпаюсь от непонятного и изумительного по своему воздействию сна. Меня словно подбросило, я пытался объяснить свое внезапное озарение жене. Я бормотал: «Мне приснился старик с бородой, и он меня спросил, отчего я в печали. Я говорю ему, что сын наш, Нахум, имеет проблему с глазом. Операцию провели, но толку нету. Он может утратить зрение…» Жена спросила: «На каком языке вы разговаривали?» «На иврите!» — отвечаю я. И тут же понимаю, что этого просто не могло быть! Я ведь иврита не знаю!

И дальше по ходу сна диалог продолжался такой: Старец (это был Ребе) говорит: «Твой сын носит цицит?» Я, в недоумении, «Цицит? Какой цицит? А, эту одежду с кистями по краям? Нет…» «Пусть он носит цицит, и все будет в порядке», — обещал Ребе с абсолютной уверенностью, которая мне тоже передалась чудесным образом (таким же, каким в меня вошел иврит). По пробуждении я даже знал откуда-то целую строку из молитвы «Шма, Исраэль!» После этого происшествия я находился в возбужденном и приподнятом состоянии духа, но решиться ни на что пока не мог. Да, я понимал, что приключилось со мной нечто, что был сон, что было там обещание и… что другое, новое измерение вошло в нашу жизнь — вернее, ворвалось и высветило не ведомые нам прежде ракурсы жизни.

Но что же теперь делать? Из-за одного сна полностью менять свой образ жизни? Принимать еврейскую религию как форму мышления и существования? Не будешь же ходить в цицит и без кипы……Я пошел с сыном в магазин иудаики и для начала просто купил ему кипу и цицит. Заодно уже купил и себе. И мы стали эти прибамбасы на себе носить — исключительно ради обещанного выздоровления Нахума. Через 4 месяца имела место запланированная проверка состояния глаз Нахума. Когда стали сравнивать результаты (а в недалеком прошлом «ленивый» глаз видел только 40%, и показатель падал) — то никто ничего не понял, и пришлось позвать профессора. Профессор пришел и подтвердил, что случилось чудо. Нынешний показатель всех потряс — зрение нормализовалось, оно близко к стопроцентному! «Это сверхъестественно, это не имеет объяснения, это феноменально! 90% зрения вместо прежних сорока!» — восклицали специалисты.

Я для себя объяснял все иначе: «Есть Б-г. Есть Б-г. Все сработало!» — и других слов у меня просто не было… Вся семья постепенно перешла на полное соблюдение Торы, а автор статьи лично знает эту семью как очень гостеприимных людей и активных членов общины. Живут они в Израиле.