С чего начинается Тора? Казалось бы, чтобы ответить на этот несложный вопрос, достаточно просто открыть текст Торы и прочитать самую первую, хорошо знакомую всем фразу (1:1): «Вначале сотворил Б-г небо и землю». Ведь всем известно, что Тора начинается со слова «вначале» (брейшит).
Однако даже в этом вопросе не все так однозначно. Устное предание (мидраш) рассказывает, что еще до дарования Торы все 22 буквы еврейского алфавита «спорили» между собой, кому принадлежит почетное «право» стать первой буквой в тексте Писания. И у каждой буквы были свои резоны.
В конечном счете Всевышний отверг все предложенные варианты и выбрал в качестве начальной букву ב (бет) – вторую букву еврейского алфавита, поскольку с нее начинается слово «благословенный» (барух). В результате, обиженной осталась самая первая буква «алеф»: ведь, казалось бы, ей по праву должна была достаться эта почетная роль. Во-первых, «алеф» – первая буква еврейского алфавита. Кроме того, она указывает на самого Творца: «Господина мира» (алуфо шель олам). Поэтому Всевышний «утешил» ее, пообещав, что самое важное место в Торе – в начале «Десяти Заповедей» – Он начнет непременно с буквы «алеф», как сказано (20:2): «Я (анохи) – Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из Египта…».
##Главная заповедь Торы
Безусловно, центральное место всей Торы – это описание самого дарования Торы (матан Тора) в главе «Итро», как сказано (19:1): «В третий месяц по выходе сынов Израиля из земли Египетской, в первый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую». Там же первый раз приводятся те самые «Десять заповедей» (асерет ѓадиброт), которые были высечены на Скрижалях, как сказано (20:1-2): «И говорил Г-сподь все слова сии, сказав: “Я – Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства”». Согласно еврейской традиции, эти десять заповедей включают в себя все прочие заповеди Торы, которых в общей сложности насчитывается 613 (причем, строго говоря, Десять заповедей входят в общее число 613).
А из этих десяти основных заповедей на Скрижалях центральными считаются первые две. Причем первая из них предписывает верить в единого Творца (эмунат элокут), а потому является основанием для выполнения всех предписаний (мицвот асэ), которых всего насчитывается 248. А вторая заповедь – запрет поклоняться «чужим б-жествам», как сказано (20:3): «Да не будет у тебя других Б-гов кроме Меня», – служит источником всех запретов в Торе (мицвот аль таасэ), которых всего 365. Поэтому (по мнению большинства авторитетов) именно эти две первые заповеди все евреи слышали непосредственно из уст Творца во время Синайского откровения (включая души евреев всех последующих поколений, в том числе и наши с вами). И все же, главное – самое первое повеление, которое предписывает веру в единого Творца и, следовательно, является основой всей нашей Традиции и всего нашего служения, как сказано (20:2): «Я – Г-сподь Б-г твой…».
А если рассмотреть эту основную заповедь всей Торы, то в ней центральным является самое первое слово – местоимение «Я» (анохи), с которого все начинается и которое указывает на сущность Творца (ацмут) (и которое таки начинается с буквы «алеф»). И тут нас ждет неожиданный сюрприз: оказывается, это «самое-самое» слово во всей Торе, ее средоточие и смысловой центр, имеет… египетское происхождение2!
Удивительно еще и то, что в языке Писания есть собственное слово для обозначения местоимения «я» (ани), которое тоже широко используется. Так почему же в самый ответственный момент Писание воспользовалось заимствованием из «нечистого» египетского языка, который, к тому же, невольно напоминает о нашем рабском прошлом?! В отличие от святого языка (лешон ѓакодеш), ставшим языком Писания и языком творения.
##Где твой Б-г?
Так почему Творец пожелал начать главную заповедь Торы словом «анохи» – «Я», заимствованным из «нечистого» египетского языка? Оказывается, в этом необычном факте как раз и нашла свое отражение главная идея всей Торы!
В Талмуде приводится эпизод, когда на вопрос: «Где твой Б-г?» – один из еврейских мудрецов, неожиданно для спрашивающего вероотступника, указал на… языческое капище в Риме. Этим он хотел сказать, что Г-сподь Б-г присутствует всюду, в том числе «и здесь тоже» (хотя и в скрытом виде). В то время как конечная цель, ради которой была дарован нам Тора – это полное раскрытие Б-жественного света во всех областях этого мира и во всех его творениях.
В Торе Всевышний выразил Себя наиболее полным образом, раскрыв Свою сущность (ацмут), а сущность Творца, как известно, не имеет никаких границ и рамок. И мы это видим на примере того, что Творец способен выразить себя даже с помощью самого нечистого языка в мире – египетского. И само это «египетское» слово, указывающее на Его сущность (анохи), наши Мудрецы «расшифровывают» как аббревиатуру выражения: «Я вам передал самого Себя в виде Писания».
Всевышний, даровав нам Тору в качестве универсального «инструмента» для того, чтобы преобразовывать и исправлять окружающий мир, доводя его до совершенства, чтобы в конечном итоге сделать его «сосудом» и «вместилищем» для Б-жественного света. С тех пор наша цель – использовать любой предмет и любое творение для служения, в той мере, в какой нам позволяет это сделать Тора. Этот принцип точно формулировал в свое время царь Шломо (3:6): «На всех своих путях познай Его». И в данном случае Творец сам показал, как такое возможно – на примере слова «Я» (анохи). От нас требуется найти и выявить это «Я» – сущность Творца, всюду, даже в самых нечистых вещах и низменных явлениях.
В будущем, которое уже не за горами, в мире просто не останется «нечистых» мест, а весь этот мир станет «обителью» для Творца– с приходом Машиаха, который принесет нам «новое Учение», – скоро, уже в эти дни!