Рафаэль Толмасов внес неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры народов Средней Азии и ещё принял участие в процессе возрождения бухарско-еврейской культуры в Израиле. Р. Толмасов родился в Самарканде в семье Михоэля Толмасова (1882-1969), народного певца Узбекистана, одного из первых депутатов Верховного совета Узбекистана и Бурхо Машкобовой (1906-1968), матери-героини, воспитавшей десятерых детей. Рафаэль рос в большой и дружной семье, где всегда звучала классическая восточная музыка, где не понаслышке знали поэзию Джами, Зебуниссо, Рудаки, в семье, где были распахнуты двери для всех артистов, певцов и музыкантов.
Первое признание
Так, еще в детстве у Рафаэля зародилась любовь к музыкальному искусству. В 10 лет он сыграл свою первую роль в спектакле Якова Хаимова «Нач,от» (Спасение) на сцене душанбинского театра им. Лахути, куда из Самарканда приехал на гастроли бухарско-еврейский драмтеатр. Режиссёр театра Ю. Исхакбаев, впоследствии заслуженный артист Таджикистана, пригласил Рафаэля исполнить роль мальчика в спектакле. С тех самых пор вся его жизнь была связана с театральным искусством.
В 1939 году, в 16 лет, Р. Толмасов переехал в г. Душанбе. За плечами юноши был Ташкентскийтеатральный техникум, а его вузом стал Таджикский оперный театр. Рафаэль с детства знал, что достигнуть успеха можно только упорным трудом. И он трудился. «Ему удалось не разделять талант и труд, а спаять их воедино», – так сказал о нём старейший артист театра и первый его учитель Ю. Исхакбаев.
Закончив оперную студию при Театре оперы и балета имени С. Айни, он продолжал учиться всю жизнь, у коллег и партнёров по сцене, у режиссёров и постановщиков спектаклей. Его учителями по вокалу и актёрскому мастерству были умные и талантливые люди, о которых он вспоминал с любовью.
Первое признание Рафаэль получил в 18-летнем возрасте, когда был награждён Грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской республики, за исполнение молодого сподвижника Юзима в опере С. Баласаняна «Восстание Восе». Впоследствии, он сыграл роль главного героя Восе, руководителя крупнейшего в истории таджикского народа крестьянского восстания. Рафаэль, пройдя тяжёлую войну, созрел для неё духовно и к роли был подготовлен изнутри.
Боец РККА (рабоче-крестьянская красная армия СССР)
В 1942 году Р. Толмасов был призван в Красную Армию и отправлен на фронт. Молодой солдат из далёкого Таджикистана, мужественно сражался наравне со своими однополчанами. Боец 6-ой гвардейской дивизии 2-го Украинского фронта Рафаэль продолжал петь и на фронте. В период короткого затишья между боями, он пел для своих товарищей. Пел всё подряд: песни, которым учил его отец, русские, украинские, азербайджанские, которые слышал в своём полку. Сама обстановка интернационального боевого братства способствовала этому начинанию, коллекционированию музыкального фольклора. Однополчане любили его слушать и любили самого этого парня худющего, высокого, смелого, верного товарища в бою, весельчака, острослова в перерывах от военных операций. В его полку было заведено – любая победа не обходилась без песен Толмасова.
Р. Толмасов закончил войну в Будапеште, но демобилизовался не сразу – несколько месяцев их армия базировалась на озере Балатон. И там Рафаэля, уже прославившегося своим пением, назначили руководителем военного ансамбля. Вскоре в Вене, в знаменитом театре Венской оперы, частично разрушенном войной, под открытой крышей, состоялась музыкальная олимпиада армейских частей, где Рафаэль занимает 1-ое место. А из рук маршала Конева старший сержант Р. Толмасов получает почётную грамоту и белый шерстяной костюм, который в отличие от других участников исполнил под аккомпанемент баяна песни на разных языках.
Как участник Второй мировой войны, прошедший до её победы, Рафаэль, командир артиллерийского орудия, был награжден орденами “Отечественной войны 1 степени”, “Красной Звезды” и, а также двумя медалями “За боевые заслуги” за бой под Полтавой (Украина). Очередная награда, за проявленное личное мужество и отвагу “Орден Славы 3-й степени” (за подбитые танки “Тигр” в бою на территории Чехословакии), нашла Рафаэля Толмасова спустя 40 лет.
Творческое восхождение
Уже в молодости Р. Толмасов стал ведущим солистом Таджикского академического театра оперы и балета. Прекрасный баритон, великолепные внешние данные, стройная осанка, статная выправка, умение держаться на сцене привораживали зрителя. Он также обладал неординарными способностями артиста. Он был рождён для сцены.
Р. Толмасов, любимец публики исполнил более 80 оперных партий в классическом западно-европейском и русском репертуаре (преимущественно заглавных) в своём театре. Это целая галерея образов героев опер: «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, Дж. Верди, Тонио («Паяцы» Р. Леонковалло), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), барон Скарпио («Флория Тоска» Дж. Пуччини”) и другие.Кстати, грим Рафаэль научился накладывать самостоятельно, что говорит о его ещё одном таланте мастера по возданию образа героев оперных спектаклей, продумывая всё до мельчайших подробностей.
Противоречивые и драматические образы опер Дж. Верди прекрасно отвечали сценическим и вокальным данным Р. Толмасова. Такие как, окутанный предрассудками своего класса Жермон («Травиата»), эфиопский царь Амонасро («Аида»), уродливый злодей Яго («Отелло») и, конечно, придворный шут Риголетто в одноименной опере. Он умело мог передать тончайшие нюансы чувств героев, их характер и внутренний мир, что приносило удачу спектаклям.
Параллельно с классическим репертуаром на сцене театра ставились и спектакли современных композиторов. С именем Р. Толмасова связана история становления и развития таджикского оперного искусства.Он участвовал в создании первых национальных оперных спектаклей и в большинстве из них играл главные роли, например, Шахрбон («Кузнец Кова» С. Баласаняна и Ш. Бобокалонова), Тахир («Тахир и Зухра» А. Ленского), Садриддин Айни («Айни» Ш. Сайфиддинова) и др.
На сцене театра было поставлено 22 таджикских опер, и в 21-ой из них Р. Толмасов пел главные партии. Причем, зачастую без дублёров. Многие партии писались специально в расчете на вокальные данные артиста – Пулат («Пулат и Гульру» Ш. Сайфиддинова), Баходур («Проклятый народом» Д. Дустмухамедова), Садык («Возвращение» Я. Сабзанова), Шерак в одноименной опере С. Хамраева и др. По рассказам его коллег, он сам корректировал партитуру, вносил в роль что-то своё, что улучшало его партию. Он был трудолюбив и добросовестно относился к работе, никогда не опаздывал и не пропускал репетиции. Р. Толмасов занимал почетное место в ряду лучших оперных певцов-баритонов страны.
В составе театрального коллектива Р. Толмасов объездил полсвета – успешно гастролировал в крупных городах бывшего Советского Союза (Москва, Ленинград, Свердловск и др.). Также, во многих странах мира: Англия, Афганистан, Венгрия, Греция, Дания, Италия, Турция, Чехословакия, Шотландия. Всюду ему сопутствовал неизменный успех. Всюду признание благодарных слушателей.
Разножанровый артист
Р. Толмасову одинаково были подвластны как классический оперный и песенный репертуар, так и народный произведения, которые он исполняет под собственный аккомпанемент на национальных инструментах.
Его концертный репертуар был обширен и разнообразен. Народная песня занимала в творчестве Рафаэля Толмасова серьезное место наряду с оперой. Отец Михоэль, братья и сестра отца: Исроэль и Гавриэль, Хевси были известными исполнителями народных песен. Он пел песни на многих языках народов мира. Где бы он ни выступал, обязательно исполнял песни тех мест, тех нардов. И это то, что очень нравилось слушателям. Тесный контакт Р. Толмасова со зрителем, и как он мог повести его за собой, было удивительным для коллег. Слушатели любили его за яркое темпераментное исполнение оперных партий, и талантливое исполнение песен Шашмакома.
За большие заслуги в развитии искусства Рафаэль Толмасов был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие» и в 1968 году был удостоен звания «Народный артист Таджикистана», в год, когда ушла из жизни его мать Бурхо, но всё же, успевшей порадоваться за успех своего сына.
Свыше 50 лет творческого пути, со всеми их радостями и трудностями. Он всегда оставался молодым душой, и голос его всегда звучал ярко и сильно. Профессиональное мастерство, эмоциональность и экспрессивность на сцене выделяли Рафаэля среди других. «Талант Р. Толмасова – это удивительный феномен в музыкальном мире», – так говорили о нём музыковеды.
Р. Толмасов не оставался в стороне от общественной жизни евреев Душанбе. Был в числе первых членов общества “Ховерим”, основной задачей которого стало развитие и сохрание бухарско-еврейского наследия.
Творческое продолжение в Израиле
В 1991 г. Р. Толмасов репатриировался в Израиль и сразу же активно включился в общественную жизнь бухарских евреев на израильской земле. Участвовал в создании в 1990-ые годы ансамбля “Шашмаком” и выступал с концертами.
Р. Толмасов проявил себя как хороший организатор, без особых усилий, сплотив вокруг себя всех деятелей театрального искусства. Он стал одним из инициаторов создания музыкально-драматического театра, получившего имя его отца Михоэля Толмасова и народного артиста Узбекистана Гавриэля Муллокандова. Он стал первым директором бухарско-еврейского театра в Израиле и даже выступил как драматический актер, блестяще сыграв роль фараона в премьерном спектакле “Йосеф а-Цадик” по пьесе Арона Шаламаева.
Наследие Р. Толмасова
Как феномен в музыкальной культуре, Р. Толмасов оставил неизгладимый след в искусстве. Его поклонники, племянники и внук, который носит имя и фамилию его отца, Михаэля Толмасова, бережно хранят память о нём.
Документы и фотоальбомы Р. Толмасова переданы в архив института “Яд Бен-Цви” в Иерусалиме. В скором времени они будут оцифрованы, и станут доступными для всех желающих познакомиться с творчеством большого артиста. Фотокопии военных документов и наград Рафаэля и его брата Уриэля, к удивлению многих, в настоящее время представлены в исторической экспозиции Еврейского музея и Центра толерантности в Москве.
Рафаэль Толмасов прожил нелёгкую, но красивую жизнь вместе с женой Розой. Он обладал непререкаемым авторитетом среди родных и близких, был признанным лидером в большой и дружной семье Толмасовых, а также уважаемым человеком в бухарско-еврейской общине. Обладая удивительной силой убеждения, Рафаэль мог принять единое приемлемое для всех решение, которое не подлежалось обсуждению. С ним считались и к его советам прислушивались.
Яркая жизнь Рафаэля Толмасова оборвалась 11 сентября (16 элула) 1995 года. Он нашел вечный покой в земле своих предков – святой Земле Израиля.
Х. Даниэлова