13 мая в Бруклине, при полном аншлаге, прошел концерт “Зажгите свечи” выдающейся грузинской певицы Тамары Гвердцители, которая выступила в Нью-Йорке в рамках концертного тура.
Поклонники певицы приехали с разных концов Города большого яблока, а также из Филадельфии, Нью-Джерси, Коннектикута, Лос-Анджелеса и Бостона. Народная артистка Грузии и народная артистка Российской Федерации пользуется большой любовью зрителей, которые всегда относятся с трепетом к творчеству Тамары Гвердцители.
В этот раз перед нами предстала певица в несколько ином формате. Смерть матери серьезно отразилась на ее жизни, и она не только долго не могла прийти в себя, но и не могла оставаться прежней. С октября прошлого года она отменила все концерты и туры в России и теперь, в своей новой программе, предстала как женщина, личная трагедия которой совпала с большими тектоническими изменениями, произошедшими на постсоветском пространстве.
Далекая от политики певица полностью посвятила себя философскому осмыслению всего происходящего с желанием призвать со сцены своих поклонников к состраданию, миру, добру и свету. Именно эти мотивы, молитвенная тональность стали определяющими в программе Гвердцители, которая была представлена в Нью-Йорке 13 мая.
Тамара сама ведет свои концерты и, если есть необходимость, садится за рояль и аккомпанирует, полностью сливаясь с музыкальным сопровождением, которое становится частью ее душевного состояния. У нее удивительное ощущение слова, передающее высокую духовную стать великой исполнительницы лирических песен нашего времени. А после потери матери это обострённое чувство поэзии, хрупкости человеческого бытия, жизни на земле доводит ее пение до трагических высот.
Меня, любителя французской эстрады прошлого века, сразили песни из репертуара Эдит Пиаф. Особенно после Парижа, где я жил в отеле напротив ее памятника, кафе, названного в ее честь. И все, что рассказывала и пела с нью-йоркской сцены Тамара, полностью совпадало с моим собственным ощущением Парижа, Франции, очарования бульваров и атмосферы ее столицы.
Публика тепло принимала каждую песню, которая была наполнена не просто музыкальным, но актерским мастерством певицы, и благодарные зрители сразу же направлялись к сцене с букетами цветов. К концу вечера букеты заполнили сцену. И я видел, с какой любовью она их принимала и бережно укладывала на подмостки.
С особым трепетом она исполнила на русском языке песню «Молитва» великого Булата Окуджавы, которая так органична стала частью этой программы «Зажги свечу!», и так пронзительно звучали из уст Тамрико. Она сама вновь села за рояль, слившись с ним в своем монологе, который был донесен с такой скорбной искренностью, болью, ввергнув всех нас в оцепенение. Каждая строчка была не просто пропета, а выстрадана не только потому, что она обращалась к самому Всевышнему, но и верой в то, что Он услышит ее мольбу.
Закончив концерт песней на иврите “Золотой Иерусалим”, тоже посвященной памяти матери (а до этого звучали песни на идиш, русском, грузинском, белорусском, французском языках), она тронула сердца каждого зрителя, который полностью занял театр «Миллениум».
Выступление певицы достойно серьезной музыковедческой рецензии, как, впрочем, и сопровождение первоклассного грузинского инструментального этно-джазового ансамбля, который был в своей лучшей исполнительской форме. Каждый музыкант достоин специального грузинского тоста в адрес пианиста за филигранное мастерство редчайшего класса, виртуозного басиста, мастерски владевшего секретами многих стилей музыканта-барабанщика, клавишника, тонко чувствующего оркестровую палитру каждой песни. Все они – под стать певице, ставшей в тот вечер олицетворением Музыки.
25 мая, по многочисленным просьбам поклонников таланта Тамары, состоялся еще один концерт, и каждый мог первоклассным концертом великой грузинской певицы. Я был приглашен на этот концерт продюсером Андреев Шуроновым, который прочитал мою рецензию на первый концерт. И надо отметить, что этот концерт по своей эмоциональной силе и мастерству Гвердцители, был на таком же высоком уровне, как и первый.
P.S.
На следующий день, просматривая российский интернет, я вдруг натолкнулся на странную статью, полную ненависти, лжи, клеветы в отношении великой грузинской и российской певицы Тамары Гвердцители, народной артистки двух стран. “Комсомольская правда” на своём сайте написала о том, что поклонники остались недовольны концертом артистки в США: она выступала перед русскоязычными поклонниками, однако не стала исполнять свои песни на русском языке. Дескать, “фанаты осудили Гвердцители за отказ петь на русском”.
В апреле Андрей Згонников из “Отцов России” обратил внимание на то, что после начала спецоперации России на Украине Тамара Гвердцители отменила тур по РФ, потом уехала из страны, а теперь планирует гастрольный тур по США. Он потребовал лишить артистку гражданства РФ. И это требование он провозгласил в то время, когда стало известно, что все концерты отменены, поскольку певица потеряла свою маму и долго не могла найти сил прийти в себя от горя.
Но есть в России трезвые люди: депутат Госдумы Сергей Соловьев заявил, что не видит оснований лишать певицу российского гражданства. По его словам, отмена гастролей в России и желание певицы выступать в США не являются причиной лишать исполнительницу паспорта РФ.
Тамара Гвердцители покинула Россию в 2022 году, все её концерты были отменены. Почти год певица не выходила на сцену. Но и не делала громких заявлений.
О ее выступлении в Нью-Йорке, в Бруклине, перед русскоязычной публикой, сайт газеты kp.ru поведал, что концерт певицы “проходил в камерном зале”. Это – о театре “Миллениум”, в котором 1080 мест и все билеты были давно распроданы. На этом сайте сообщено: “Она ни одной песни не спела на русском языке”. Как будто бы пела по-грузински и на украинском.
Концертная программа певицы, к счастью, не утверждается филармоническими или другими государственными организациями России и является прерогативой самого артиста. И на концерте каждый из певцов может по настроению спеть свою любимую песню. Я, к примеру, ждал песню “Тбилисо” на грузинском языке, которую своеобразно исполняет Тамара Гвердцители. Но ее программа носила особый отпечаток печали, тоски по матери, которая ушла из жизни, поэтому и весь репертуар в тот вечер строился вокруг образов, навеянных любимой мамой.
И я вспомнил свою. Пришел домой. Зажег свечу.
Спасибо, Тамрико!
Рафаэль Некталов
Главный редактор газеты The Bukharian Times,
Музыкальный критик
На снимке: Тамара Гвердцители вместе с Борисом Катаевым и Рафаэлем Некталовым.