Когда мы рассматриваем возможность определения личности человека в религиозной общине, Тора отдает приоритет матери. Еврей — это тот, кто родился от еврейской матери или обратился в иудаизм в соответствии с требованиями еврейского закона. Значительная часть главы Торы «Пинхас» посвящена переписи населения и еврейской генеалогии. Перепись была необходима для подсчета евреев, которые пережили мор, убивший тысячи из них из-за того, что они сошлись с дочерьми Моава и Мидьяна и уступили их требованиям поклоняться своему идолу.
Когда в Торе рассказывается о происхождении Моше, Аарона и Мирьям, то там сказано следующее: «А имя жены Амрама Йохевед, дочь Леви, которую родила (жена) Леви в Египте. И родила она Амраму Аарона и Моше, и Мирьям, их сестру. И родились у Аарона Надав и Авиу, Элазар и Итамар». Из этих слов мы видим, что рождение Моше, Аарона и Мирьям приписывается Йохевед, а не Амраму, тогда как сыновья Аарона относятся к нему, а не к его жене Элишеве. Почему же такая разница? Один из возможных способов объяснить это несоответствие состоит в том, что рождение детей Йохевед представляло собой совершенно другой процесс по сравнению с рождением четырех сыновей Аарона. Моше, Аарон и Мирьям являлись физическим и духовным продуктом Йохевед в большей степени, чем их отца Амрама, в то время как сыновья его брата относились главным образом к Аарону, а не к его жене.
Когда мы рассматриваем способ определения личности человека в нашей религиозной общине, Тора отдает приоритет матери. Еврейский закон однозначен: еврей — это тот, кто родился от еврейской матери или обратился в иудаизм в соответствии с требованиями еврейского закона. Следует отметить, что вопреки недавним попыткам ревизионизма, этот закон имел место всегда. Талмуд совершенно ясно дает понять, основываясь на библейских источниках, что еврейская принадлежность определяется исключительно по материнской линии. В этом никогда не было сомнений. Однако при определении своей вторичной идентификации, т.е. будет ли человек коэном или левитом, а также в отношении племенной принадлежности, принимается во внимание только отцовство.
Ребе Король Мошиах дает обоснование для этого разделения правил идентификации: Мать имеет однозначно близкие отношения со своим ребенком. Она беременеет, а затем в течение девяти месяцев несет потомство в своем теле. Плод является её составной частью. Когда ребенок рождается, она воспитывает его и прилагает к этому ещё больше своих физических и эмоциональных усилий. Мать, следовательно, является тем родителем, который устанавливает сущность своего ребенка. Отец, напротив, вносит вторичный вклад как в физическое, так и в эмоциональное воздействие на своих детей. Поэтому отец определяет только вторичную личность человека.
Если отец родом из колена Йеуды, то его ребенок также будет считаться членом этого племени, независимо от принадлежности матери. Однако более существенным и единообразным аспектом евреев является их еврейская идентификация, а не родовая принадлежность.Поэтому, мы можем предположить, что Тора приписала рождение Моше, Аарона и Мирьям именно Йохевед, а не их отцу Амраму, несмотря на то, что наши мудрецы считали его лидером своего поколения. При всем уважении к Амраму, именно их мать Йохевед была ответственна за роль Моше, Аарона и Мирьям как лидеров, которые установили фундаментальную идентификацию евреев на все времена.
Моше, Аарон и Мирьям были первыми лидерами еврейского народа, которые воспитывали их в самые трудные годы после их «рождения», исхода из Египта и получения Торы на горе Синай. Действительно, все трое сыграли ключевую роль в зарождении еврейского народа. Всевышний послал Моше и Аарона потребовать от фараона «отпустить народ Мой, чтобы он мог служить Мне». Они были инструментами в руках Всевышнего, которые направили Его силу навести на Египет десять казней и привели к освобождению своего народа.
По правде говоря, в некотором смысле Мирьям играла ещё более фундаментальную роль, чем ее братья. Именно она, со своей настойчивостью, чтобы ее отец Амрам и другие мужчины не отказались от семейной жизни, подготовили почву для их освобождения. Действительно, она была пророчицей, которая видела, что Моше будет освободителем. Она вдохновляла веру еврейского народа в то, что Всевышний в конечном итоге освободит его. Без этой веры евреи подчинились бы своей доле и остались бы вечными рабами фараона…
Моше, Аарон и Мирьям продолжали снабжать еврейский народ в его наиболее формирующие годы физическими, эмоциональными, интеллектуальными и духовными ресурсами, необходимыми для выживания в течение 40 лет в пустыне. Эти три личности были тем каналом, по которому Всевышний давал евреям манну, облака славы и воду. Они были в гуще еврейской жизни, которая давала еврейскому народу стойкость и мужество, чтобы выжить и процветать на все времена и вопреки всему. Моше, Аарон и Мирьям взрастили молодую еврейскую нацию, сохранили её влияние и утвердили её сущность. Они унаследовали эту власть, чтобы обеспечить зарождение нашего еврейского существования, в первую очередь, от их матери Йохевед.
Напротив, роль коэнов (священников), которую Аарон передал своим сыновьям, носила второстепенный характер с точки зрения её влияния на их (и наше) существование. Это представляло дополнительное различие и повышенную роль в их (и нашем) еврействе. Поэтому Аарона считают отцом первых коэнов, чья роль заключалась в том, чтобы придать цвет и нюанс фундаментальной идентичности еврейского народа. Теперь мы можем понять высказывание наших мудрецов о том, что как женщины были ответственны за освобождение еврейского народа из египетского рабства, так и женщины будут главными движущими силами в достижении окончательного освобождения.
Окончательное освобождение, как и исход из египетского рабства, представляет собой фундаментальное изменение нашей идентификации. В самом деле, не может быть большего изменения, чем то, которое произойдет в результате окончательного освобождения, которое приведет нас к Эре Мошиаха, эпохе всеобщего мира и беспрецедентного раскрытия Всевышнего. Мессианский век, возглавляемый лидером, который олицетворяет и объединяет различные черты Моше, Аарона и Мирьям, установит нашу окончательную сущностную идентификацию души. Чтобы осуществить такое радикальное преобразование, нам нужна сила женщин, выраженная их верой, смелостью и заботой, чтобы осуществить это фундаментальное изменение нашего общества.