24 июня, в Центре имени Гейдара Алиева, в рамках 6-го Международного Музыкального Фестиваля “Мир мугама”, состоялся концерт Азербайджанского Государственного Симфонического Оркестра имени Узеира Гаджибекова. За дирижёрским пультом стоял известный израильский композитор и дирижёр, уроженец Таджикистана, Беньямин Юсупов, солировал иорданский композитор и исполнитель на уде Махмуд Туркмани.
Вот как выглядела программа концерта: симфония “Nagillar” азербайджанской композиторши Фарангиз Ализаде, Симфония №1 (1987г.) Б. Юсупова, концерт Abayd /Aswad для уда с симфоническим оркестром Махмуда Туркмани и Симфония №4 «Мугам» Меммеда Кулиева.
Всегда памятно первое исполнение произведения в присутствии автора.
Ф. Ализаде не скрывала своего восторга и преподнесла дирижеру большой букет алых роз.
– Я рада участию в концерте этого дирижера, и мне нравится его интерпретация моего произведения, – сказала она автору этих строк. – Он серьезный и вдумчивый исполнитель и автор замечательной музыки, которая произвела не только на меня, но и на всех зрителей огромное впечатление.
Не скрою, с особым волнением я ждал исполнения Первой симфонии Юсупова, которая в свое время оставила во мне неизгладимое впечатление. Она заметно отличалась от творчества композиторов бухарских евреев старшего поколения – Соломона Юдакова, Манаса Левиева и Яхиеля Сабзанова. Также было интересно восприятие азербайджанской аудитории, которая впервые слушала это произведение.
Успех превзошёл все ожидания. Такого единства композиторского замысла, исполнительского мастерства и адекватного восприятия музыки мне давно не встречалось на концертах.
– Мне было приятно выступать на фестивале с прекрасным оркестром Государственной филармонии им. Узеира Гаджибекова, который стоит в одном ряду с первоклассными оркестрами мира, – подчеркнул Беньямин Юсупов. – И тот факт, что я исполнял произведения иорданского композитора Махмуда Туркмани, является свидетельством высокой гуманистической позиции организаторов фестиваля: музыка должна стирать вражду, возводить между народами мосты культуры и уважения. Одним словом, созидать мир на земле. Это так актуально в наши дни.
– Для нас был важным этот посыл всему миру – показывать не только национальные традиции, но и то, кем мы являемся сегодня, – заявил советник министра культуры Азербайджана, заведующий отделом международных связей Азербайджанской Национальной консерватории, национальный эксперт по нематериальному культурному наследию ЮНЕСКО Джахангир Селимханов. – Азербайджан теперь все больше начинают воспринимать не только как колыбель древней культуры, но и как современную, динамично развивающуюся страну, которая активно участвует в мировом процессе.
По замыслу организаторов, на концерте макомистов вместе исполнили «Ушшоки Самарканд» певцы Ильяс Арабов из Узбекистана и Сардор Солиев из Таджикистана. И таких примеров было немало.
После завершения концерта, дирижера Юсупова окружили зрители и выражали ему свою благодарность и восхищение.
Надо отдать должное министерству культуры Азербайджана, которое уделяет огромное внимание музыкальному воспитанию подрастающего поколения.
– Сегодня мы ощущаем огромный интерес молодежи как к собственной, народной музыкальной культуре, так и к современной композиторской музыке, которая имеет глубокие корни в нашем искусстве, – сказал мне заместитель министра культуры Мурад Гусейнов. – И в этом видятся большие перспективы для развития преемственности поколений.
В правоте этих слов мы с Беньямином имели возможность убедиться двумя днями раньше. 22 июня по инициативе Государственного университета культуры и искусства прошла встреча студентов Азербайджанской национальной консерватории, молодых композиторов и музыковедов с композитором Юсуповым, в которой я участвовал в качестве модератора. На нем было прослушано произведение, премьера которого прозвучала в Нью-Йорке, в Центре бухарских евреев.
Это был прекрасно организованный и проведенный на высочайшем уровне мастер-класс, дополненный коллоквиумом, который требует специального очерка. Я напишу его в ближайшее время.
Рафаэль Некталов, Баку- Нью-Йорк