Эта недельная глава открывает пятую книгу Торы — Дварим. В этой книге рассказывается, как Моше, со своим народом вспоминал о различных событиях их сорокалетнего скитания по пустыне. В одном из эпизодов, подробно описанных в этой главе, рассказывается о двенадцати разведчиках, посланных Моше исследовать землю Кнаан. После возвращения с задания десять из них пытались отговорить народ от вступления в Кнаан. «Это земля, пожирающая своих обитателей», — сказали они.
Почему разведчикам удалось напугать еврейский народ рассказом о силе Кнаана и его обитателей? Ведь все то поколение было очевидцем великих чудес, которые Б-г совершил во время Исхода из Египта, а затем творил ежедневно во время их пребывания в пустыне. Они получали хлеб свой с Небес «Манна», воду — из «Колодца Мирьям» (скала, передвигавшаяся вместе со станом евреев и дававшая им воду). Они видели, как могучая египетская армия погибла без остатка в расступившихся водах моря. Неужели они усомнились в том, что Б-г может совершать чудеса и в Кнаане?!
Хасидизм дает словам разведчиков объяснение, позволяющее лучше понять причины их поступка: разведчики утверждали, что для евреев единственно приемлемым был тот образ жизни, который они вели в пустыне. Они были полностью отрезаны от окружающего мира; их жизненные потребности удовлетворялись чудесным образом. После вступления в Кнаан их жизнь должна была полностью измениться. Им пришлось бы жить в обычном мире и своим трудом добывать средства к существованию. Разведчики опасались, что в таких условиях невозможно будет соблюдать законы Торы, что евреев в Кнаане «земные» дела повседневности могут «поглотить» без остатка и соблюдение Торы, из-за этого отошло бы на второй план. Вот что означала их фраза «это земля, пожирающая своих обитателей». Их ошибка заключалась в том, что на самом деле полная чудес жизнь в пустыне была не самоцелью, а лишь подготовкой к жизни в Кнаане, где евреям в естественных условиях предстояло реализовать на практике принципы жизни по Торе.
Ошибка разведчиков подобна трагической ошибке тех, кто полагает, что место религии — только в синагоге, где еврею подобает (это к тому же и нетрудно) вести себя так, как ему положено, в то время как деловое и социальное окружение человека часто несовместимо с религией. Ответ на это ошибочное утверждение таков: конечная цель нашего сотворения состоит в том, чтобы мы жили в земном, материальном мире, были частью человеческого общества, но при этом с помощью Торы возвышали и совершенствовали этот мир так, чтобы он стал местом, достойным проявления Б-жественного Присутствия.