По следам письма в редакцию

      Многоуважаемый президент Всемирного Конгресса бухарских евреев Леви Авнерович Леваев. Хочу обратиться к вам по вопросу, имеющему огромное значение для нашей культуры. Я, Джамшед Эргашев, являюсь художественным руководителем ансамбля Шашмаком государственной Филармонии Республики Таджикистан. Моё обращение к Вам — это результат огромного впечатления от Вашего выступления в социальной сети. Я до последней секунды посмотрел это видео и получил огромное моральное удовольствие от каждого Вашего слова. Потрясённый вашими словами я решил, что Вы, именно тот человек к кому надо обратится.   

Лев Леваев

      Всем известный факт, что великое искусство Шашмаком, родилось и сформировалось в одном из древнейших городов мира, Бухаре. Это величайшее наследие наших предков. В развитии и распространении этого искусство в Эмирате, а впоследствии и во всём мире, очень большую роль сыграли и до сих пор играет великий народ бухарских евреев. В течении нескольких веков корифеи и неповторимые Устазы: Леви Бобохонов, династия Толмасовых и Муллокандовых, Нериё Аминов, Барно Ицхакова, Борис Наматиев и много других великих представителей народа Бухарских Евреев сформировали уникальную школу исполнения, которая свойственно только этому народу. Продолжателями этой уникальной школы, сегодня являются великий и неповторимый Устоз Авраам Толмасов, Рощель и Эдик Аминовы, Рафаель Наматиев, Рошель Рубинов, Славик Хияев, Рощель Джураев, из прекрасного пола Софа Бадалбоева, Рита Юсупова и ещё несколько молодых исполнителей которые верно и преданно оберегают и сохраняют традиции своих предков. Сегодня благодаря именно этим людям исполнительская традиция и школа Бухарских Евреев и существует. Уникальность и важность этой школы в том, что она обучает не только пению, но при этом певец должен обязательно играть на Танбуре, очень тонко чувствовать ритм, выражать свои душевные эмоции, свой внутренний мир и чувство через своё исполнение. Обладать мощнейшим тембром и диапазоном чтобы брать неимоверно высокие ноты или как говорим Авджы в больших и структурно сложных произведениях Шашмакома. Это и есть величие и уникальность знаменитой школы народа Бухарских Евреев. Другая сторона уникальности этой школы в том, что не один представитель других народов, даже после многих лет обучения, не сможет освоить до конца все тонкости данной школы. При большем желании можно, конечно, подражать или копировать, но это естественное, необычное и своеобразное воспроизведение голоса свойственно только и только представителю этого великого народа. Одним словом, надо родиться бухарским евреем и этим всё сказано!  

       Сегодня появилась необходимость сохранить  школу и многовековые традиции бухарских евреев. Для этого в первую очередь надо привлекать молодое поколение. Кроме того, что родиться талантливым, искусство Шашмаком и традиционную школу исполнения надо изучать с раннего детство. Этим нужно заниматься регулярно и с особым вниманием. Именно бережное и уважительное отношения Устазов послужило сохранению и продолжению этой школы искусство. Поскольку страна проживания и окружающая среда очень сильно влияет на формирование детей и их будущего, сегодняшним Устазам будет труднее и тяжелее. Поэтому нужно для них создать хорошие условие для этой работы. Для привлечение молодых талантов нужны подходящие условие и творческая атмосфера. Такие условие можно сформировать если открыть специальную школу Шашмаком.

      Суть моего обращение к Вам, уважаемый господин Леваев в том, что сегодня есть уникальная возможность привлечь молодое поколение бухарских евреев к традиционному искусству. Создать площадку для изучение многовековых традиций уникальной школы. Не дать потерять или ещё хуже исчезнуть трудам десятки великих Устазов.Устоз Авраам Толмасов сегодня в таком возрасте, что он абсолютно созрел во всём, и в пении, и в игре на инструменте.

Авраам Толмасов

Он очень глубоко изучил все тонкости исполнительского искусства. Можно сказать, что он – готовая энциклопедия музыки. А самое главное у него есть огромное желание передать свои знания. Это огромное счастье (бахт) молодого поколения и будет своевременно и правильно воспользоваться этим счастьем. Хочу Вас попросить помочь с открытием школы в Израиле и внести свою лепту, лепту великого человека в великое дело. 

Эргашев Джамшед,

 Душанбе, Таджикистан.

***

“Полученное от моего друга Джамшеда из Душанбе письмо пробудило во мне особые чувства,” делится со своими впечатлениями известный в нашей общине артист и мастер слова, Слава Мататов. “Многим нам знаком Джамшед Эргашев. Ведь не так давно, 2 февраля, его музыкальный ансамбль украшал выступление замечательной артистки из Узбекистана Нигины Амонкуловой в «Театрон Холон»”. 3

Слава Мататов

Слава подчеркивает важность письма Джамшеда, адресованного лидеру их общины Льву Леваеву. “В наше время, когда мы все чаще говорим о сохранении культуры и традиций, музыка играет немалую роль. Это одно из ключевых звеньев, помогающих нам сохранить общину в мире, где границы между нациями и общинами стираются,” – делится он своим видением.

Мататов считает, что традиционная музыка, такая как шашмаком, может помочь противостоять этому процессу. “Когда наши молодые люди слушают эту музыку, вникают в её слова, они начинают глубже понимать наш язык и культуру. Это вселяет желание учиться больше и изучать нашу культуру,” – рассуждает артист.

Слава открыто выражает свое недовольство словом “ассимиляция”. “Мы живем в своем государстве, сохраняем свою иудейскую идентичность, но в то же время мы рискуем потерять наше бухарское наследие. Я категорически против этого,” – признается он.

Мататов убежден, что музыка и искусство, так же как традиции и религия, помогут сохранить уникальность бухарских евреев. “В Узбекистане и Таджикистане мы сумели сохранить нашу индивидуальность, язык, обычаи, кулинарные традиции, менталитет и образ жизни. Это все составляет нашу сущность. Мы одна из немногих общин, которые смогли сохранить себя в первозданном виде. И музыка, пение, шашмаком являются важной частью сохранения нашей общины в будущем.”

***

“Когда я узнал о предложении Джамшеда, я был не только согласен с ним, но и искренне благодарен за предложение в рамках инициативы, связанной с Устозом Авраамом Толмасовым,” начинает свой рассказ Рафаэль Бангиев, преподаватель музыки. “Я знаком с творчеством Авраама Толмасова более 50 лет. Он – необыкновенный знаток и интерпретатор всех граней сложного цикла песен шашмакома, который служит уникальным образцом классической этнической музыки бухарских евреев, таджиков и узбеков”.5

Рафаэль Бангиев

По словам Рафаэля, сегодня Толмасов достиг непревзойденного мастерства именно в жанре шашмакома. “Его пик творческого развития в этом направлении – вершина тонкого искусства исполнения, доступного не каждому. В мире мало тех, кто может равняться на него, ни в Израиле, ни в США, ни в Таджикистане, ни в Узбекистане. Возможно, это и является причиной того, почему именно его так часто приглашают на выдающиеся торжественные мероприятия”, – делится преподаватель.

“Если бы наш Конгресс решил создать школу шашмакома, я бы с радостью включился в этот проект”, – заявляет Бангиев, выражая свою готовность активно содействовать в его развитии.

Рафаэль полностью уверен, что школа шашмакома привлечет большое количество учеников, жаждущих познать методологию исполнения песни шашмакома в трактовке именно Авраама Толмасова. “Их будет привлекать уникальность и актуальность этого искусства, усвоение которого под руководством такого выдающегося мастера, как Авраам, будет для них настоящим счастьем и ценным приобретением”, – уверен он.

Рафаэль призывает к поддержке этого предложения, подчеркивая, что оно поможет сохранить и продвинуть богатое культурное наследие общины, благодаря созданию школы, которая будет обучать будущих поколений искусству шашмакома, а также привлечет к этому процессу настоящих знатоков и мастеров в лице таких великолепных исполнителей, как Авраам Толмасов.

***      

“Мы находимся на пороге великого начинания, на пороге создания школы шашмакома,” так начинает своё выступление Жанна Коэн, заместитель мэра города Ор Иегуда. Её глаза горят уверенностью и непоколебимой решимостью. “Я здесь и сейчас обязуюсь сделать все возможное, чтобы наш муниципалитет поддержал этот проект. Мне глубоко верится, что наш Конгресс, также проникнется важностью этой инициативы и обеспечит необходимую поддержку.”4

Жанна утверждает, что этот проект несет в себе потенциал сохранения и преумножения культурного наследия их общины. “У нас есть богатейшее музыкальное наследие, которое мы должны бережно передать будущим поколениям. И в наших руках – инструмент для этого. Наша звезда мирового масштаба – Авраам Толмасов.”

Жанна Коэн

Но вместе с гордостью, в голосе Жанны звучит и тревога. “Мы допускаем грубую ошибку, не поддерживая его достаточно активно. У такого талантливого артиста, как Авраам, нет постоянного спонсора. А это важно, ведь Авраам Толмасов – это не просто имя, это наша визитная карточка в мире, наше признание в Средней Азии.

Можно представить себе масштабы возможностей: ежегодный фестиваль шашмакома под его именем, внимание прессы, книги и мемуары о его искусстве и вкладе в музыкальную культуру. Авраам Толмасов – это мега-звезда, символ нашей общины. Это целый большой пласт культуры, который мы должны ценить и сохранить.”

“Мы, политики и общественные деятели, обязаны помнить об этом,” продолжает Жанна, “Это наша ответственность перед текущим и будущим поколениями нашей общины. Мы должны помочь им узнать и ценить богатую культурную традицию, которую они унаследовали. Я благодарю Джамшеда за его письмо, за то, что он напомнил нам, занятым повседневными заботами, о великом мастере, который живет среди нас. Творчество Авраама Толмасова – это бесценное наследие, которое важно как для каждого из нас сегодня, так и для будущих поколений нашей общины.”

Заканчивая своё мощное и вдохновляющее выступление, Жанна Коэн делает акцент на важности совместных усилий, поддержки всей общины и каждого её члена в осуществлении этого великого проекта – школы шашмакома. Она убеждена, что именно таким образом мы сможем сохранить и передать наше культурное наследие будущим поколениям.