Прозрачность и отчетность – эти два слова стали модными в ХХІ веке в сфере корпоративного управления. Несомненно, все ответственные и честные люди приветствуют любые попытки остановить коррупцию и мошенничество во всех сферах жизни – корпоративной, правительственной или личной. Но разве это новое веяние? Разве лишь наше поколение впервые в истории этим озаботилось?
В главе Торы “Пкудей” мы читаем о том, что еще во времена Моше проводилась политика прозрачной отчетности и полного аудита пожертвований, даваемых народом Израиля на постройку Мишкана и на изготовление утвари для него. Всё пожертвованное золото, серебро и медь взвешивалось и подсчитывалось, чтобы ничто не могло бросить тень на Моше и его команду. Более того, основанные на этом эпизоде комментарии говорят, что люди, ответственные за финансы в общине, должны предоставлять отчет о своей деятельности. Мы все должны быть “чисты в глазах Б-га и человека”.
Трактат Пиркей Авот напоминает нам о необходимости осознать, что в один прекрасный день нам всем придется столкнуться с окончательной отчетностью. Каждый из нас предстанет перед Небесным судом, чтобы дать полный отчет и исчерпывающие объяснения тому, как было прожита жизнь.
Интересно отметить, что каким-то образом мудрецы Талмуда (трактат Шабат, 31а) смогли прознать о вопросах, которые нам будет задавать Небесный трибунал. Знаете, каким будет первый вопрос? Удивительно, но вовсе не “Верил ли ты в Б-га?” и даже не “Постился ли ты в Йом-Кипур?”. Можете верить или не верить, первый вопрос Небесного суда будет следующим: “Честно ли ты вел свои дела?”. Не насколько ты был верен Б-гу, а как ты проводил свои деловые сделки. Был ли ты честен и порядочен с людьми.
Второй вопрос, тем не менее, относится к сути еврейства: “Оставлял ли ты время для изучения Торы?”. Благодаря этому становится очевидным, что изучение Торы является ключом, открывающим двери ко всем остальным аспектам еврейской жизни.
Разве это нормально, что в нынешние времена многие наши блестящие юридические умы – адвокаты, судьи, прокуроры – никогда даже не открывали Талмуд, классическую еврейскую энциклопедию права? Или что некоторые наши лучшие доктора совершенно незнакомы с медицинскими трудами Рамбама? Или что наши величайшие бизнес-магнаты остаются совершенно необразованными, даже просто невежественными в еврействе?
Когда человек проезжает на красный свет, незнание закона не освобождает его от ответственности. Ни один офицер дорожной полиции не купится на рассказ о том, что водитель, дескать, не знал, что это запрещено. В наши дни, когда есть так много возможностей для изучения Торы, еврейская безграмотность не подлежит оправданию. Если раньше Талмуд был закрытой книгой, сегодня он переведен на другие языки, и есть достаточно учителей, готовых помочь в нем разобраться. В любой общине сегодня есть возможность для еврейского образования. И даже если вы живете вдалеке от еврейской общины, то в наше время Интернет просто творит чудеса. Вы даже можете найти себе виртуального раввина!
Давайте сделаем так, что, когда небесный полицейский остановит нас, чтобы “задать пару вопросов”, нам было бы что ответить.