Погода в доме

В Любавичах – “столичном городе”, резиденции Любавичских Ребе, по-своему воспринимали те перемены, которые происходят в окружающей природе и внутри нас с наступлением месяца элуль. Любавичский Ребе Раяц (р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон, 1880–1950) так описывал атмосферу, царящую в Любавичах в это время года, а именно – в последнюю субботу месяца ав, когда благословляют месяц элуль: “Хотя еще стоят погожие, солнечные деньки, но в воздухе уже чувствуются перемены: снова ощущается аромат элуля, и подули ветры раскаяния”.

Святым духом

Конечно, это не обычная сводка погоды – здесь речь скорее идет не об атмосферных явлениях, а о состоянии души, да и всего нашего мира в преддверии Судного дня – праздника Рош-Ѓашана. Но о каких переменах, которые якобы носятся в воздухе, говорит Ребе Раяц? Каков он – неповторимый аромат элуля, и что несут с собой ветры раскаяния?

Известно, что настроение месяца элуль описывается словами “Я – к возлюбленному моему, а мой возлюбленный – ко мне” (Шир ѓаширим, 6:3). Иначе говоря, народ Израиля должен сделать первый шаг навстречу своему Возлюбленному – Всевышнему. И тогда уже Всевышний сделает ответный шаг навстречу нам. Однако еще до этого Г-сподь со Своей стороны помогает нам пробудить в себе необходимые религиозные чувства.

В данном случае солнечная и ясная погода месяца элуль символизирует ободряющий жест свыше, который помогает нам сделать первый шаг и выйти встречать Царя. Ведь солнечный свет – символ Б-жественного света, который посылает нам Творец (а иногда Он Сам сравнивается с солнечным светилом, см. Танья, раздел Основы единства и веры). Это то самое воздействие свыше – “инициатива сверху”, которое вызывает естественное ответное движение – “инициативу снизу” теперь уже с нашей стороны. Этот душевный порыв образно передается двумя выражениями: “запах элуля” (реях шель элуль) и “ветры раскаяния” (руах ѓатшува).

Причем выражение “дух раскаяния” (на языке Писания “дух” и “ветер” обозначаются одним словом – руах) указывает на высшую ступень раскаяния, когда “дух (человеческая душа) возвращается к Творцу”, как сказано: “А дух (руах) вернется к Б-гу, Который его послал” (Коѓелет, 12:7). Но мы надеемся не только достичь истинного раскаяния, но удостоиться “духа Машиаха”, поскольку всеобщее раскаяние и возвращение к Торе является прямым путем к раскрытию Машиаха, как это неоднократно подчеркивал сам Ребе Раяц: “Немедленное раскаяние ведет к немедленному Избавлению”.

Аналогичным образом можно понять связь между “запахом” (реях) и месяцем элуль. Ведь исключительный нюх (реях), а точнее – удивительное чутье является одним из уникальных качеств самого Машиаха, о котором сказано: “Он будет ощущать (обонять) страх Б-жий” (Йешаяѓу, 11:3). Одно из неожиданных толкований этого выражения, которое приводится в Талмуде (Санѓедрин, 93б), свидетельствует, что Машиах будет судить, полагаясь на свое удивительное чутье и интуицию, буквально: “принюхиваясь”, чтобы ощутить “запах святости” и принять правильное решение.

Конец года и конец времен

Все вышеупомянутые эпитеты, адресованные месяцу элуль, наводят на неожиданную аналогию. Мы уже говорили, что месяц элуль – последний в еврейском календаре, и поэтому традиционно он посвящен подведению итогов и подготовке к предстоящему празднику Рош-Ѓашана, когда мы вновь провозглашаем Всевышнего Царем этого мира и возводим на Небесный престол. Но перед этим, в месяце элуль мы выходим навстречу Царю – “в поле”, когда Он только еще приближается к городу, чтобы загодя приветствовать Его, а потом сопровождать до дворца.

Но все сказанное в отношении месяца элуль – это как раз то, что всем нам предстоит пережить в скором времени, но уже в глобальных масштабах! Мы тоже находимся в “конце времен”: мы живем в эпоху, когда подходит к завершению вся история человечества, и поэтому всё отчетливей слышны шаги будущего Избавителя “царя помазанника” (мелех ѓамашиах). А потому нам тоже пора подводить итог двухтысячелетней истории нашего изгнания, раскаиваться и спешить к этому великому событию, чтобы быть готовыми выйти встречать нашего будущего Избавителя, который станет законным царем помазанником для всего человечества, и уже на века.

И мы верим и надеемся, что уже наступающий 5784-й год мы сможем встретить вместе с нашим праведным Избавителем, чтобы объявить его царем, провозгласив: “Да здравствует царь помазанник во веки веков!”.