Много есть блестящих исполнителей, но как известно, каждый привлекателен своей индивидуальностью, манерой исполнения, присущим только ему тембром голоса, особой харизмой, сценической внешностью, и многими другими качествами, которые выстраивают творческий путь большого артиста.
Женщина, о которой я хотел бы говорить, это мой кумир и великолепный наставник, человек, который ввёл меня в удивительный мир большого искусства – Народная артистка республики Таджикистан, Мастона Эргашева. Она родилась 26 октября 1952 года, в Кумсангирском районе Хатлонской области. Первые азы песнопения и игры на рубабе изучала самостоятельно. В 1978 году Мастона вошла в состав группы исполнителей шашмакома при комитете по радио и телевидению Таджикистана. В то же время, она создала группу женщин-рубобисток, которая успешно функционировала несколько лет. За короткое время молодая певица обрела невообразимо огромный круг почитателей и поклонников её оригинального искусства, и стала известной певицей, любимицей народа, не только в своей республике, но и далеко за её пределами. В настоящее время она преподает музыку в Национальной консерватории Таджикистана, и успешно выступает на лучших сценах республики.
Воспитанный в музыкальной семье, я с детства окунулся в божественную атмосферу искусства и помню, что наш дом посещали великие артисты такие; как Туҳфа Фазылова, Асли Бурханов , Хайри Назарова,Ахмад Бобокулов,Ҷӯрабек Муродов ,Нерье Аминов,Барно Ицхакова, Шоиста Мулаҷанова,Малика Калонтарова,Мухаббат Шамаева с ее супругом Ильясом Малаевым,Ало Алаев, министр культуры Меҳрубон Назаров, многие поэты в том числе Ҷалол Икроми,а также ведущие музыканты .Но в моей судьбе музыканта и певца особую роль сыграла Мастона Эргашева,а начилось это так:-
С малых лет я интересовался музыкой, в восьмилетнем возрасте, отец привел меня в музыкальную школу, и я начал заниматься по классу аккордеона. Со временем я очень полюбил аккордеон и уже в 11 лет меня приглашали играть на большие торжественные вечера.
Как-то раз мы попали на большую свадьбу и там меня слушала одна из самых популярных певиц в Душанбе, того времени, Мастона Эргашева. Она заинтересовалась мальчиком с аккордеоном, подойдя по ближе известная певица своей обворожительной улыбкой внимательно посмотрела на меня, почувствовав её пристальное внимание, играть я стал ещё задорней и веселей. Тогда я был чуть выше, чем мой аккордеон. Когда её пригласили петь, она попросила меня подыграть ей. Услышав её голос, я был просто очарован изумительным, ни на кого не похожим тембром, виртуозной игрой на таре и бесподобно зажигающим репертуаром.
После этого вечера Мастона Эргашева позвонила моему отцу и сказала -как вы смотрите на то, если я возьму Рафаэля в свой ансамбль и заботиться буду, как о своём родном сыне.
После этого разговора, отец стал объяснять, что у меня вся жизнь ещё впереди, сейчас время учиться, а пора интересной работы ещё настанет. Но я чувствовал, что это моё призвание и, этот звонок может в корне изменить мою судьбу. Такого случая потом может и не быть, нельзя упускать возможность. Долго не думая, я пообещал отцу, прилежно относиться к учёбе, получать высокие оценки на экзаменах и стараться не пропускать ни одного дня в средней и музыкальной школе. Семья меня поддержала и с того дня началась бурная, музыкально насыщенная, моя творческая жизнь.
Утро моё начиналось с посещения общеобразовательной школы, учился я в школе N-9 с английским уклоном. После обеда музыкальная школа, а также были записи на радио и на телевидении, репетиции, вечером мы проводили большие свадьбы или концерты. Меня никогда не переставало удивлять, какая разнообразная публика была у этой одаренной женщины. Если сегодня мы играли в Кулябе, то завтра уже в Регаре, после завтра в районе Айни, а уже на следующий день нас ждал Ленинабад, затем Денау и Самарканд. Мы объезжали многие города Узбекистана и всю Среднюю Азию. Не было ни одной точки на её огромных просторах, где с большой любовью и трепетом не ждали Мастону Эргашеву. Она могла проводить узбекские, таджикские и лакайские свадьбы. Когда она попадала в Куляб то исполняла кулябские песни, попадая на иранские или афганские свадьбы, она могла петь только афганские и иранские песни, у неё был необъятно обширный репертуар индийских, азербайджанских, русских и памирских песен. В Гиссаре, Айни или Самарканде, прекрасная Мастона исполняла, исключительно классические песни.
Эта уникальная женщина могла работать 24 часа в сутки. Каждый рабочий день у неё начинался с работы в радиокомитете, там она проработала солисткой ансамбля шашмаком до самой пенсии. После обеда были записи на радио и телевидении. Не каждому певцу дано петь классические песни. Для исполнения этих произведений нужен огромный диапазон, тонкое понимание и знание этого сложного жанра. В ансамбле она работала с уникальными мастерами искусств такими, как Бой Муҳамат Ниезов, Барно Ицхакова,Меҳри Исакбаева, Алиҷон Солиев и многие другие.
На моём творческом пути Мастона Эргашева стала моим кумиром и эталоном для подражания. После каждой очередной свадьбы, я садился дома за фортепиано, включал магнитофон и разучивал новые песни. На следующий вечер на торжестве, я открывал тетрадь и хотел петь разученные ночью песни прямо с неё. Но моя наставница подходила перед исполнением и закрывала тетрадь, она не разрешала мне петь, подсматривая в неё. Наставница говорила, что уважающий себя певец никогда не позволит себе петь, смотря в тетрадь. После этого я старался запоминать все новые песни наизусть. У каждого певца есть свои коронные песни.
Я помню изучив новую песню и спев ее на свадьбе, я ждал одобрения моего устоза апа -Мастона .Если эта песня, ей понравилась, а у неё была феноменальная память и абсолютный слух, она брала тар и на ходу улавливала гармонию и уже на следующий день начинала свадьбу с этой новой песни. И этим непринуждённо заставляла меня упорно работать над собой и обновлять репертуар. Я никогда не забуду, когда мы приезжали на свадьбы люди с далёких деревень и горных ущелий спускались пешком, с детьми, чтобы послушать свою любимую певицу, неповторимую Мастону Эргашеву. Народу было всё равно какая погода – снег или дождь, жара или холод, сильные ветры, несмотря ни на что люди приходили и рассаживались на постеленные тонкие матрасы (курпачи) и не расходились пока не прозвучит заключительная песня “Шаб ба хайр”- спокойной ночи.
В нашей семье устод (мастер) Мастона пользовалась большим уважением. И когда у неё появлялось окно времени, наша семья с удовольствием приглашала ее домой, и тот день для нас был большим праздником. Мой отец Борис Наматиев очень любил общение с эрудированной Мастоной. Она часто рассказывала, что после окончания института короткое время проработала в театре Лахути, и они вместе с отцом давали концерты после спектаклей. Дома, к её приходу мы устанавливали аппарату и весело проводили время. Моя мама очень любила принимать гостей, мангал был заполнен шашлыками, угли накаляли оштон, где варился плов, к столу подавали ещё много разных очень вкусных блюд. До самого утра мы наслаждались уникальными исполнениеми прекрасных песен Мастоны Эргашевой и отца!
В 1985 году я поступил в Институт искусств им. Турсунзаде по классу шашмакома. На кафедре восточной музыки преподавали Барно Ицхакова и Мастона Эргашева ,которые обучали меня тонкостям исполнения классических песен.
1988 году я женился, на моей свадьбе был большой фейерверк знаменитых артистов со всей Средней Азии, и торжественный вечер открыла всеми любимая Мастона Эргашева.
В 1989 году Мастона Эргашева получила звание Народного артиста Таджикистана и в честь этого дала большой концерт в киноконцертном зале. За день до концерта мы играли до позднего вечере, а в 10 утра следующего дня была назначена генеральная репетиция, и к вечеру неутомимая певица дала грандиозный сольный концерт, который оставил большой след в искусстве Таджикистана. Прямая трансляция концерта проходила по столичному телевидению.
Музыкальный коллектив ансамбля шашмаком участвовал в полном составе и аккомпанировал ей в этот незабываемый вечер, я тоже имел счастье подыгрывать на этом торжестве на синтезаторе. Мы проводили с ней очень много правительственных концертов на, которых встречались с популярными ансамблями и исполнителями, как Джурабек Муродов, Ортик Отаҷонов, Зафар Нозимов, Мардон Мавлонов, Шерали Ҷӯраев, Юлдуз Усмонова ,Борис Наматиев, Олмахон Хаитова , Ҷӯрабек Набиев и многие другие, все они с большим уважением относились к дорогой Мастоне Эргашевой. Творческий путь нашей семьи в Таджикистане завершили февральские события в 1990 года в городе Душанбе! И было принято решение переехать на Родину своих предков!
Мастона Эргашева два раза прилетала в Израиль .На святой земле ,при спуске с трапа самолёта мы представители искусства ,поклонники ее таланта знающих ее ещё по Таджикистану встречали с букетами цветов под звуки дойры, корная и сурная. Мой устод очень богобоязненный человек, она дважды посещала мечеть Аль-Акса и старалась не пропустить ни одно другое святое место в Израиле! Мастона Эргашева пользуется большой популярностью у нас в бухарской общине. На протяжении всего времени когда она находилась тут, каждая минута ее была расписана, было очень много банкетов в честь ее приезда и где бы она не давала концерты залы были переполнены!
Я также два раза летал с правительственными концертами в Душанбе. С первой минуты Мастона Эргашева была вместе с нами, когда мы находились в родном Таджикистане, и в любой нужный момент подавала плечо помощи! Она помогла в организации теле – шоу на телевидении “Сафина”. Если мне нужен был какой-нибудь инструмент- аккордеон, тар или тамбур для записи клипа или концерта, она сама на своей машине привозила в нужное место их. Мастона уделяла не только мне внимание, но и всем моим друзьям, прилетевшим из Израиля! На всех банкетах и концертах была вместе с нами.
Мастона Эргашева чрезвычайно музыкально одарённая. Она прекраснно играет на струнных музыкальных восточных инструментах и великолепно поет. Природа щедро одарила её талантами, и она использовала их полной чашей. О таких певица как она, говорят с восхищением, “Певица от бога “.
Но не в одних талантах успех её бесконечных взлетов в вокальном и музыкальном искусстве. Природа одарила её огромным трудолюбием. Талант как утверждают зрелые и многоопытные люди, это душа творчества, плотью же его является труд. Оба эти фактора в своей совокупности являются важнейшими условиями ее успеха.
Её творчество может служить примером для подражания многим певцам и творческим коллективам. Одна из заслуг каждого крупного национального певца состоит в создании им школы своих последователей, заимствовавших у него мастерство в исполнении народных и классических песен, в продолжении и передаче следующему поколению лучших традиций музыкального искусства. И эту свою миссию она выполнила прекрасно и сполна, работая и воспитывая молодое поколение певцов в институте Искусства и Культуры им.Турсун-Заде города Душанбе и национальной консерватории которые в свою очередь стали заметными творческими работниками, одним из которых я считаю себя.
Талант певицы и оригинальное исполнение народных классических песен позволили Мастоне Эргашевой внести ощутимый вклад в развитие национального вокального искусства в республике. И важность издания книги о творческой жизни талантливой певицы, которая сейчас готовится к печати, в духовной жизни таджикского народа трудно переоценить.
Рафаэль Наматиев