Не так давно в Израиле произошло событие, которое в прежние годы уж точно не прошло бы незамеченным: в кои-то веки страну посетил сам президент США Джо Байден. Но весь Израиль обсуждал не его, а один неловкий момент, который случился во время этого визита. Популярная эстрадная певица Юваль Даян, будучи приглашенной на официальный прием, отказалась пожать протянутую руку президента США, ограничившись лишь вежливым поклоном.
Следует отметить, что последнее время Байдену фатально не везет: то он протягивает руку в пустоту и пытается пожать руку невидимому собеседнику; то он здоровается “кулаками” с наследным принцем Саудовской Аравии, и этот невинный жест воспринимается прессой, как знак позорной капитуляции. А тут реальный человек просто игнорирует его протянутую руку.
Казалось бы, ничего особенного. Но, что характерно для израильской прессы, именно этот эпизод с Юваль Даян обсуждался едва ли не больше, чем сам визит и его политические итоги. В частности, вышла статья, одно лишь название которой: “Невежливый отказ: певица, не пожавшая руку Байдена, показала ему истинное лицо Израиля”, – говорит само за себя. Автор (Моше Горали) считает, что конфуз на приеме у президента – это аллегория на то, что происходит в Израиле, что певица своим вызывающим поведением дискредитировала в глазах мировой общественности весь Израиль, где (как выяснилось) религиозные предрассудки стоят подчас выше общепринятых норм поведения.
Впрочем, в данном случае у СМИ есть свои причины для раздражения: ведь Юваль не просто проигнорировала рукопожатие самого президента США, а сделала это по… “религиозным мотивам”! Мимо такого вопиющего факта антиклерикальная израильская пресса, конечно, не могла пройти. Ей припомнили и то, что она неофит, – недавно стала соблюдать заповеди (читай: “перебежчица” из светского лагеря к ненавистным “досам”), что иногда можно ради общепринятых “норм приличия” нарушить религиозные правила приличия (кстати, а почему не наоборот?). И вообще, она же позволяет себе выступать перед мужчинами (что правда), а это еврейская традиция, в свою очередь, считает нарушением норм “скромного поведения” (цниут).
Дочь Цлофхада
Но вот что интересно: как раз на той неделе, когда это произошло, мы читали в Торе про пятерых дочерей Цлофхада, которые в свое время показали пример мужества и верности еврейским ценностям (в их случае – святости Страны Израиля), когда дерзнули потребовать от самого Моше сохранить за ними и их потомством отцовский надел в Стране Израиля.
И хотя их поступок выходил за рамки принятых в то время “правил приличия”, и “общественность”, безусловно, осудила их вызывающее поведение (как перед этим левая пресса дружно осудила “экстремизм” Пинхаса), однако неожиданно Cам Г-сподь подтвердил их правоту, как сказано: «И Г-сподь обратился к Моше, говоря: “Справедливо говорят дочери Цлофхада!”» (Бемидбар, 27:6-7).
В этот раз мы тоже имеем дело с поступком, достойным дочерей Цлофхада. По сути, то, что произошло, является выполнением заповеди “освящать своими деяниями имя Творца” (кидуш Ѓашем), причем (что особенно похвально, но в то же время требует особого мужества) – делать это публично! Об этом, в частности, пишет Рамбам в разделе “Законы основ Торы”.
Неслучайно в самом начале основного свода еврейского закона “Шулхан арух” подчеркивается, что быть религиозным евреем и следовать всем законам и нормам требует особой твердости и даже мужества.
Ты всегда на виду, ты обязан исполнять требования еврейской традиции не только дома или в синагоге – среди своих, но также на улице и в общественных местах, где десятки глаз критически оценивают твое поведение. Причем многие поступки и обычаи сильно отличаются от общепринятых и могут со стороны показаться странными и даже взывающими, а кому-то и оскорбительными. При этом не следует обольщаться: такое может случиться и в “еврейском” государстве Израиль. Хотя большинство его жителей (даже ведущих светский образ жизни) имеют некоторое представление о нормах и требованиях еврейской традиции, но как раз именно это многих светских израильтян особенно раздражает и вызывает отторжение.
Когда человек проявляет твердость и принципиальность в вопросах веры, не поддаваясь внутренней слабости и соображениям “политкорректности”, в конечном итоге, это всегда однозначно вызывает только уважение у окружающих, которые вынуждены признать его правоту. А недовольство со стороны общественности и прессы – лишний аргумент в пользу того, что Даян поступила абсолютно правильно. Как не раз подчеркивал Ребе: “Следует говорить правду только потому, что это правда”. И вести себя соответствующим образом, не пытаясь кому-то понравиться или опасаясь кого-то задеть, если ты четко поднимешь, что правда на твоей стороне. Так было и в этот раз: в результате Байден воспринял это спокойно, а впоследствии официально заявил, что вовсе не обиделся на Юваль Даян, понимает мотивы ее поступка и уважает религиозные чувства певицы. Как говорится: “Правду говорить легко и приятно…”.