При выходе из Египта, евреи стали свидетелями великих чудес, которые Всевышний творил у них на глазах. И вот, по окончанию 40-летнего странствия по пустыне, обратился к ним Моше с такими словами: «…вы видели все, что сделал Б-г у вас на глазах в стране Египетской… знамения, чудеса те великие…», а затем продолжает Моше: «Но не дал вам Б-г сердца, чтобы понять, и глаз, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать, до сего дня… 40 лет». И в конце: «соблюдайте же слова союза этого и исполняйте их, дабы преуспели вы во всем, что будете делать».
Моше-рабейну говорит, что Всевышний не дал евреям сердце, осознать эти чудеса, глаза, увидеть эти чудеса, уши, услышать эти чудеса, до этого самого дня — «этот самый день» — конец 40-го года их пребывания в пустыне. Как это понять!? Неужели в течение 40-ка лет евреи не осознавали чудеса? Они не видели чудеса? Не слышали великие знамения? Что имел в виду Моше, говоря это? Ответом является конец фразы: «соблюдайте же слова союза этого и исполняйте их».
До конца 40-го года евреи не осознавали чудеса в такой степени, чтоб это заставило их соблюдать слова Торы и безупречно их исполнять. Безусловно, они видели и слышали все чудеса, но их восприятие было поверхностным, зрительное и слуховое восприятие не пронзило их и не стало их внутренней сутью. И как следствие они тогда еще не могли оценить величие и исполнять всю Тору надлежащим образом. После 40 лет пребывания в пустыне евреи удостоились того, что Всевышний раскрыл их сердца, глаза и души, чтоб осознать, что сотворил для них Творец. Лишь после 40 лет евреи достигли глубокого понимания событий, а это заставило их исполнять волю Творца в полной мере.
Увиденное однажды поверхностным взглядом не может стать сутью человека и не может заставить его изменить мировоззрение и изменить его поступки. Но постоянное наблюдение на протяжении 40 лет — вот что воистину можно назвать «видеть», а результатом будет то, что человек изменит свой обычный образ жизни и все его поступки будут следствием увиденного. «Этот самый день»… «соблюдайте»… «исполняйте»… — только после глубочайшего осознания величия чудес сотворенных Б-гом, наши предки превратились в тех, кто мог воистину соблюдать и исполнять самым лучшим образом все слова союза, заключенного между ними и их небесным отцом. И как результат — это были те, кто удостоился войти и завоевать родную землю. “Внимай и слушай, Израиль! Ныне стал ты народом Г-споду, Б-гу твоему…”
Жажда новизны является неотъемлемой составляющей нашей человеческой натуры. Поэтому Моше говорит еврейскому народу, что они каждый день снова и снова становятся народом Б-га. Союз Всевышнего с еврейским народом был заключен лишь единожды – во время Синайского Откровения, при Даровании Торы, – но Б-г ежедневно возобновляет его с каждым из нас. Поэтому нужно воспринимать это ежедневное персональное обновление нашей связи с Творцом с таким воодушевлением, как если б это было в первый раз, ибо по сути оно так и есть! Еврей должен всегда пребывать в радости.
Одно из поучений, которое Баал-Шем-Тов произнес однажды в день своего рождения, 18 Элула, гласит: “Евреи должны радоваться тому, что они удостоились быть рабами Б-жьими”. Есть также в Торе прямое указание: “Служите Всевышнему с радостью”. А поскольку в служении Творцу заключается вся сущность еврея, он постоянно должен чувствовать радость. И в главе “Ки-Таво”также говорится о необходимости того, чтобы человек “служил Б-гу с радостью и с добрым сердцем”. При том, что все заповеди следует исполнять с радостью, в отношении некоторых из них Тора особенно подчеркивает необходимость этого. Таковой является заповедь принесения первых плодов урожая в Храм, о которой Тора повествует в самом начале главы “Ки-Таво”.
Описывая порядок исполнения закона, Тора повелевает: “И радуйся всему добру, которое дал тебе Б-г, Вс-сильный твой…”. Эта заповедь выражает центральный принцип служения Всевышнему: она повелевает взять “лучшее от всех плодов” и принести их в дар Б-гу. Исполнение ее было возможно только во времена Храма, поэтому в наши дни мы не можем исполнять ее буквально, однако ее духовный смысл всегда одинаково актуален.
Чему же учит нас эта мицва? “Когда придешь ты в страну, которую Б-г, Вс-сильный твой, дает тебе в удел” – когда человек по воле Всевышнего оказывается где-то, он должен понимать, что это место предназначено Творцом для того, чтобы он очистил его с помощью Торы и исполнения заповедей. И в духовном смысле это указание распространяется на любую страну. Именно это имел в виду третий Любавичский Ребе, Цемах Цедек, когда сказал: “Сделай Израиль здесь!” Что же должен сделать человек, оказавшись в таком месте? Тора говорит: “Возьми начатки всех плодов земли, которые ты получишь в стране твоей”. Это означает, что самое лучшее, “начатки”, должен он принести Б-гу. Лучшие свои силы, лучшее время должен человек посвятить Всевышнему. Именно так он должен благодарить Творца за “землю” и за благополучие.
На уровне индивидуальном идея заповеди первых плодов выражается в том, что самый начаток дня человек посвящает выражению благодарности Б-гу. Утром, лишь открыв глаза, он произносит Модэ Ани (“Благодарю я Тебя…”). Вслед за этим он молится и посвящает какое-то время изучению Торы. Лишь после этого он приступает к своей повседневной деятельности. И тогда он увидит в ней благословение Всевышнего. Все это должно сопровождаться искренним воодушевлением и радостью. Радостью не только за отдельную удачу, а всеобъемлющей радостью. Как говорит Тора: “И радуйся всему добру”, – то есть, самому факту нашего существования, тому, что мы родились евреями и служим нашему Создателю. Это чувство охватывает весь наш день и пронизывает все наши поступки, и даже занимаясь будничными делами, человек не расстается с ним. Всегда быть в радости – быть оптимистом!!!