Люди и судьбы

История Хевси Таджиковой: Жизнь, любовь и потери в трудные времена

“Не говори, что жизнь печальна

Не говори, что трудно жить

А ты сумей среди развалин

Смеяться, плакать и любить.”

 (Автор неизвестен)

Это история о силе духа, любви, и о том, как важно сохранять свою веру и ценности даже в самые трудные времена. Именно эти качества — смеяться, плакать и любить, даже когда жизнь кажется невыносимой — делают нашу семейную историю, не просто рассказом о выживании, но и уроком для будущих поколений. Это урок о том, как важно быть стойким и не терять надежду, даже в те минуты, когда все кажется потерянным. Хевси Таджикова оставила неизгладимый след в жизни своей семьи, своих потомков.

Семейная драма в смутные времена  

В годы после октябрьского переворота, который произошел в России в 1917-м году жизнь бухарских евреев в Средней Азии была очень непростой. С одной стороны, это была тесно сплоченная община, члены которой поддерживали друг друга в тяжелые времена. С другой стороны, евреи сталкивались с угрозами от большевиков и басмачей, которые не давали им жить в покое.

В такие непростые времена жили Хевси Таджикова и ее муж Сулаймони Точик. У них было четверо детей: Авром, Бурхо, Шифро и младенец Шломо. Сулаймон торговал золотом и драгоценными камнями. Его бизнес был не просто торговлей, но и мостом между различными народами, ведь на рынке собирались купцы из Ирана, Ирака, Пакистана и Афганистана.

В один из рыночных дней басмачи напали на купцов. Сулаймон сумел сбежать, но его настигла беда уже дома. Басмачи обыскали весь дом и избили Сулаймона и Хевси. Но Хевси была мудрой женщиной: она успела спрятать все золото и драгоценности, выбросив их в туалет — в глубокую дыру, из которой невозможно было что-либо извлечь.

К сожалению, стресс и напряжение от событий оказались слишком тяжелыми для Сулаймона. После обильного и жирного обеда его сердце и печень не выдержали, и он скончался.

Беда не приходит одна…

Хевси осталась одна с четверыми детьми, но ее сила духа и мудрость помогли ей преодолеть этот трудный период. Она продолжала поддерживать свою семью, сохраняя при этом веру и духовные традиции, которые были ей так дороги. Но как прокормить четверых маленьких детей? Она начала шить традиционные азиатские одеяла – курпача и продавать их на базаре. Так и жила.

Но не зря говорят, что беда не приходит одна. В очередной базарный день большевики и басмачи затеяли перестрелку прямо среди торговых рядов. Переполох и стрельба, и в этом хаосе Шломо, ее младший сын, был похищен и увезен. По словам свидетелей, Шломо был ранен в ногу, а два его пальца на левой руке были простреляны. Следы Шломо потерялись в бескрайних степях.

Счастье было не долгим

Хевси, с рвущимся от горя сердцем, продолжала жить. Она продавала свои курпача, стирала для соседей в обмен на продукты, и так кормила свою семью. Даже потеряв большую часть своего дома, она не теряла надежду и стойкость.

На том же базаре, где Хевси продавала свои курпача, работал и Йоханан Лочинов — вдовец из Бухары. Йоханан, по кличке “Шишлиле” (шесть пальцев), красил нити в больших кадах в разные цвета и продавал их на базаре. Обратив внимание на Хевси, Йоханан предложил ей руку и сердце. Хевси согласилась, и вся её семья переехала в Бухару.

Имонель 1925-2014

В этом браке у Хевси и Йоханана родились два сына: Имонель в 1925 году и Уриель в 1927 году. Однако счастье было недолгим. Как оказалось, Йоханан был не совсем вдовец. У него вдруг оказывается, была ещё одна жена – Мазаль, у которой было двое детей сын Матат и дочь Ривка.

Решив вернуться к своему прежнему браку с Мазаль, Йоханан столкнулся с тем, что Хевси не согласилась позволить своему мужу жить сразу с двумя женами. Она уехала в Сталинабад со своими детьми. Интересно, что Мазаль с её двумя детьми также оставила Йоханана и присоединились к семье Хевси.

В Сталинабаде Хевси и Мазаль жили как сестры. Но Мазаль вскоре умерла, оставив своих детей без опеки, а в Бухаре умер Йоханан. И тогда Хевси по доброй воле взяла на себя обязанности воспитания всех детей. Вот эти дети: Авром (родился в 1910-м году), Бурхо (1912), Шифро (1914), Шломо (1920) — потерян, но не забыт, Имонель (1925) — отец автора этой статьи, Уриель (1927), Матат (1918) и Ривка (1928).

Радость, нашелся пропавший Шломо

Жизнь продолжалась, шли дни, месяцы, годы. Но все это время Хевси не теряла надежды найти пропавшего сына Шломо. И вот после того, как старший сын Хевси Авром Таджиков вернулся в 1946 году с Великой Отечественной войны, он начал работать выездным парикмахером. Ездил по дальним кишлакам, обслуживал людей и всегда расспрашивал местных жителей о своем пропавшем брате. И вот радость, Авром встретил Шломо в кишлаке Регар. Произошло это в 1947 году. Шломо, который потерял два пальца на левой руке, оказался похож на их сестру Шифро. Воссоединение семьи произошло в Сталинабаде, и общему счастью не было предела. Это был огромный праздник для всех, но, особенно для Хевси, которая много лет не видела Шломо и дождалась с войны своего старшего сына Аврома.

При встрече с матерью Шломо задал вопрос: «Почему его не искали раньше»? Хевси рассказала ему об ужасающих событиях, которые привели к его похищению. Шломо узнал о перестрелке между басмачами и большевиками и о том, как он упал и спрятался под скамьей, перед тем как его украли.

Одна семья – два разных мира

Много лет прошло до того момента, когда хорошие новости достигли Хевси. Шломо был жив, он жил в поселке Регар в семье, которая не могла иметь детей до его появления. Став старшим сыном и братом в этой многодетной семье, Шломо даже женился на своей неродной сестре, и, таким образом, обрел собственную семью. 

После того, как Авром нашел своего младшего брата, Шломо провёл некоторое время со своей родной семьёй. Но вскоре осознал, что его жизнь в селе отличается от городской. Если его родная семья в Сталинабаде жила в более урбанизированных условиях и говорила на таджикском, то в Регаре все было иначе. Бухарские евреи говорили на таджикском языке и пользовались обычной мебелью — столами, стульями, кроватями. Здесь нужно было ходить на базар или в магазин за продуктами, и обслуживание в магазинах было на русском языке.

Но в кишлаке Регар Шломо привык к более традиционной жизни, с узбекским языком дастарханами вместо столов и собственными огородами. Обед подавали на дастархане, расположенном на полу, а для сна использовали курпачи, не применяя простыни и наволочки. У Шломо там было своё хозяйство и скот.

Шломо объяснил матери и семье, что городской образ жизни ему чужд. В селе у него было всё своё и свежее: молоко, мясо, овощи, фрукты. Не нужно было ходить в магазин и стоять в очереди за хлебом — хлеб пекли дома. Он решил вернуться к приёмным родителям в село, но хотел сохранить связь с родной семьёй. И впредь он действительно приезжал к матери и братьям с полными сумками продуктов из своего огорода и приглашал их в Регар. Потом он действительно приезжал к матери и братьям с полными сумками продуктов из своего огорода и приглашал их в Регар.

С течением времени Шломо принял ислам. У него было много детей и внуков. В 1970-х годах мой папа, я и моя сестра Дора ездили к нему в гости. Его жена и дети принимали нас очень тепло. Накрывали на дастархан свежие продукты прямо с грядки, а аромат свежей зелени до сих пор стоит у меня перед глазами. Хлеб пекли дома. Мы, сёстры, катались на повозке, запряжённой осликами.

Дядя Шломо со своей семьёй тоже навещал нас, иногда оставаясь переночевать. Честно говоря, я немного боялась его: он напоминал мне мусульманина, одетого в полосатый чапан-халат с подвязкой на поясе и с чалмой на голове. Шломо умер в 1990 году в возрасте 80 лет; память о нём светла. Мой отец посетил его похороны.

Большая семья бабушки Хевси

Эта история написана в память о нашей бабушке Хевси и её детях, которых, к сожалению, уже нет среди нас. Однако, жизнь идёт дальше, и род продолжается в лице внуков и правнуков.

Авром 1910-1967

Дети от Сулаймона Таджикова:

Авром и Берта Алаевы: имели дочь Розу, которую воспитывала бабушка Хевси до её свадьбы.

Бурхо и Рахамин Беньяминовы: воспитали 8 детей — Лизу-Лео, Тамару, Ксению, Якова, Раю, Илью, Эфраима, и Свету.

Шифро и Арие Мусаевы: Имеют 7 детей — Бориса, Свету-Сару, Давида, Сулоймона-Славу, Михаила, Эстер-Эсю и Тамару.

Шломо: О нём мы знаем меньше, кроме того факта, что у него многодетная семья.

Лочинов Михаил Йоханович
1918-1983

Дети от Йоханана Лочинова:

Имонель-Илья и Бурхо Алаевы: у них было четыре дочери: Рена, Мира, Дора и Нелли.

Уриель и Мазаль: воспитали двух сыновей: Бориса и Алика.

Приёмные дети от Йоханана Мазаль Лочиновых

Матат-Михаэль и Мария Ханимова: имели дочь Тамару и сына Алика-Амнона.

Ривка Лочинов: детей у нее не было.

Вместо заключения      

Бабушка Хевси была не просто женщиной, заботящейся о своей семье; она была символом устойчивости, терпимости и неиссякаемой жизненной энергии. С её улыбкой, как маяком в тумане, она освещала жизни всех вокруг, демонстрируя, что даже в самых сложных обстоятельствах есть место радости и любви. Живя у разных сыновей и помогая в воспитании многочисленных внуков, она стала живым примером того, как можно извлекать смысл из каждого дня, каждого испытания.

Наш отец Имонель не случайно часто повторял: “Детки мои, без отца и матери не останетесь.” Эти слова являются не просто напоминанием о значении семьи, но и глубоким пониманием того, что в этом непредсказуемом мире поддержка и любовь близких становятся нашими неизменными опорами. Семья для бабушки Хевси, как и для всех нас, была тем фундаментом, на котором строилась её жизнь.

Да, жизнь бывает непростой, полной испытаний и невзгод, но именно такие истории, как история бабушки Хевси, напоминают нам, что стойкость и умение преодолевать трудности — это те качества, которые делают нас не просто выжившими, но и мудрыми. Сила характера, которую она проявляла, учила всех вокруг тому, как важно сохранять доброту и человечность даже в самых непростых ситуациях. Эта история — это не просто рассказ о прошлом, это наше наследие, наш урок на будущее.

За уточнение данных хочется выразить особую благодарность Борису Абрамову, сыну Лизы-Лео. Материал был подготовлен и записан совместными усилиями: Реной Боруховой, Мирой Гавриеловой, Дорой Алаевой, и мной, Неллей Мастуровой, которая собрала все вместе.

Каждый человек, чья жизнь коснулась этой истории, является её частью, её продолжением. И каждый из нас, будь то внуки, правнуки или даже те, кто просто прочитал эту историю, может черпать из неё вдохновение для преодоления своих собственных жизненных испытаний. Спасибо всем, кто уделил время для чтения. И большое спасибо редакции газеты “Менора” за возможность поделиться этой невероятной историей с миром.