В эти дни евреи всего мира и просто неравнодушные люди с болью и страхом следят за трагическими вестями с Ближнего востока. Сначала был чудовищный теракт, устроенный боевиками палестинской террористической организации ХАМАС, который унес сотни жизней мирных израильтян, в том числе – большого количества детей. Потом последовали неизбежные ответные действия уже со стороны Израиля против Сектора Газа, которые рискуют перерасти в полномасштабный военный конфликт.
По сути, сегодня Израиль начал свою СВО – спецоперацию, цель которой та же: разоружить весь взрывоопасный регион – Сектор Газа, обезопасить своих граждан и уничтожить террористов в их логове. При этом Израиль стал применять достаточно жесткие меры. В результате, для многих Израиль в мгновение ока стал второй Россией: «оккупантом», который применяет «незаконные методы» ведения войны.
А весь арабский мир наперебой выражает свою солидарность со «справедливой борьбой» палестинского народа и предлагает свою помощь и поддержку. Но не будем забывать, что у нас на этот случай есть точное мерило всего и универсальный эталон моральных норм – наша святая Тора.
Печальный юбилей
А между тем, в Израиле печальный «юбилей» (йовель): ровно спустя 50 лет (если считать по гражданскому календарю) после т. н. «Войны Судного дня» (началась 7 октября в 1973 году) Израиль вновь подвергся агрессии со стороны арабских террористов. С той лишь разницей, что в первом случае это была коалиция арабских стран (Египет, Сирия, Ирак и Алжир), в то время как сейчас – террористическая организация ХАМАС. Эта внезапная и тщательно спланированная атака, которая стала для израильских спецслужб и легендарной разведки МОСАД полной неожиданностью, привела к чудовищным жертвам, главным образом среди гражданского населения, причем в числе погибших много женщин и детей, которых террористы безжалостно расстреливали на месте (на данный момент со стороны Израиля почти полторы тысячи погибших).
Но, с другой стороны, пятидесятый год в еврейской Традиции считается святым, как сказано (25:12): «Ибо это юбилей – священным да будет он для вас…», а сам цикл (семь раз по семь лет + юбилейный, пятидесятый год) означает выход на новый, ранее недоступный уровень. Как заявил министр обороны Израиля: «Они (лидеры ХАМАС) будут сожалеть об этом моменте – Газа уже никогда не будет прежней!»
Да, сегодняшние события мало напоминают сценарий Войны Судного дня. Но именно «юбилей» вселяет в нас надежду, что все эти жертвы были не напрасны, и мы надеемся и верим, что с терроризмом (по крайней мере в секторе Газа) будет покончено раз и навсегда, Израиль вернет свои территории, а все солдаты и резервисты вернутся домой, как сказано (25:13): «В сей год юбилейный возвратитесь каждый – во владение свое».
Великое спасение
Но в то же время, эта «круглая» дата невольно наводит на размышления и сравнения. Как и тогда, враг коварно выбрал для нападения праздничный день: в первом случае – Йом-Кипур, во втором – праздник Симхат-Тора, самый веселый день в еврейском календаре, когда практически весь Израиль отдыхает и веселится. Как и тогда, нападения стало полной неожиданностью, и за счет этого эффекта неожиданности врагу удалось захватить часть территории страны, а Израиль понес тяжелые потери. Но тогда (в 1973 году) израильтяне быстро отошли от первого шока, мобилизовали всей свои силы, и в конечном итоге все закончилось полной победой.
Мы знаем, что главный источник нашей силы – это наша вера в Творца и наше единство, как сказано (Ишайя, 8:10): «Держите совет – но он расстроится, изрекайте решение – но оно не состоится, ибо с нами – Б-г!»
Эта идея единства (ахдут) присутствует во всех Осенних праздниках – от Рош-га-Шана до Суккот и Симхат-Тора. Праздничный шалаш (сукка) всех нас объединял и «вмещал» внутри себя, а веселье, когда мы все вместе танцевали в одном кругу со свитками Торы, стирало последние границы, которые еще могли разъединять евреев. Только теперь, к сожалению, нас объединяет общая беда и общая боль.
Но именно эта подлая и циничная тактика – нападать во время праздника, вселяет надежду: ведь как раз наши традиционные праздники являются источником духовных сил для всего народа. Так, во время праздника Гошана-Раба (последний день Суккот), название которого переводится как «великое спасение», мы совершали обряд с пучком ивовых веток (хибут аравот), смысл которого: смягчить суровый приговор, и иногда даже обернуть его в свою пользу, о чем мы все тогда молились. А уже в самом его конце мы призывали (28:9): «Спаси народ Свой и благослови наследие Свое, и паси их, и возноси их вовеки». Будем надеяться, что наши молитвы не прошли бесследно и будут услышаны.
Да, Израиль вновь оказался не готов к этому нападению, как и в тот далекий Йом-Кипур – нерабочий день, когда почти весь Израиль находился на молитве в синагогах. Но, с другой стороны, Йом-Киппур – это день всеобщего покаяния и искупления, и сама святость этого дня дала нам силы переломить ситуацию. И мы верим, что так будет и в этот раз, коль скоро эта трагедия началась в праздник Симхат-Тора, а веселье способно преодолеть все преграды и препятствия!
(Продолжение следует)