В то время как летали ракеты, и происходил обмен заключенных на заложников, и люди протестовали на площадях Тель-Авива, в Иерусалиме произошло небольшое чудо. В четверг, 30 ноября, скрытые за толстыми каменными стенами крепости, основанной в 1872 году, собирались дети и подростки в костюмах с нотами для Фестиваля Музыки Барокко. Дорожка от Новых Ворот Христианского квартала Старого города тянулась к каменному кампусу, вынося посетителя из привычной атмосферы Иерусалима в ту, которая напоминает древний европейский город.
Фестиваль проходил в зале Иммакулаты Института Магнификат, особой музыкальной школы. Эта школа работает в Иерусалиме более двадцати лет. Здесь преподают и учатся учителя и студенты разных национальностей. На фестивале пять мальчиков играли на фортепиано мелодии Баха, Шостаковича, Равеля и Шнитке, в то время как балерины из балетной студии Стефанос танцевали в красивых костюмах и пачках. Двое из мальчиков-пианистов, Габриэль Лукин и Даниэль Польсман, евреи. Остальные трое – Вассим Хури, Каис Альшейх и Андреа Тавил, израильские арабы. Каис не смог посетить фестиваль из своего дома в городе Рамаллах из-за сложившейся ситуации безопасности, но он отправил видеозапись своего фортепианного произведения. Его выступление транслировали на экран, пока девушки танцевали. Из восьми молодых балерин из студии Стефанос двое, Шейндель Куперберг и Ноа Ханимов, бухарские девушки. Интересно, что все преподаватели были русскоязычными женщинами – иммигрантками из бывшего Советского Союза.
Эти дети и их учителя неустанно трудились с начала учебного года над этим концертом. На синхронизацию каждого движения с каждым нажатием клавиш требовалось много часов практики. Конечно, ни у детей, ни у учителей не было представления, что им предстоит выступить под тенью травматичного регионального кризиса. Тем не менее было вдохновляюще видеть, как все объединились, чтобы создать такое красивое искусство посреди ужасной войны. Я сидела там, окруженная тяжелыми каменными стенами, защищенная от реальности снаружи, погруженная в эхо музыки и едва уловимый стук пуантов. И я подумала, что, возможно, антидотом к войне является искусство. Антидотом к ненависти являются музыка и танцы. Меня наполнила такая надежда. Этот прекрасный фестиваль для меня был доказательством того, что мир возможен и, когда он наконец наступит, он будет таким великолепным.
Лиля Исхакова