Прошло уже полтора месяца после того чудовищного теракта, совершенного боевиками ХАМАС 7-го октября (праздник Шмини-Ацерет), а его последствия ощущаются до сих пор. Продолжается спецоперация ЦАХАЛ по ликвидации всей террористической организации и ее главарей, а также по освобождению заложников. Мы же пытаемся осмыслить произошедшее и в очередной раз убеждаемся, что идти в ногу со временем – это означает: жить событиями недельной главы Торы. Причем этот принцип остается в силе даже в том случае, когда сами события носят трагический характер.
Действительно, пока не закончилась спецоперация, а заложники остаются в руках террористов, «палестинская» тематика не сходит с повестки дня. Но это касается информационного фона в целом, а конкретно – на прошедшей неделе в фокусе внимания мировых СМИ снова оказался многострадальный кибуц Беэри. Это было связано, прежде всего, с тем, что кибуц посетил глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель, находящийся с визитом в Израиле. После этого визита он написал в своем твиттере: «Сегодня я видел чудовищные разрушения в кибуце Беэри, который был атакован террористами ХАМАСа 7-го октября».
Но вот мы открываем нашу недельную главу и читаем там, по сути, все то же самое, как сказано (Брейшит, 26:34): «И был Эсав сорока лет, и взял в жены Йеѓудит, дочь Беэри хеттеянина, и Басмат, дочь Эйлона хеттиянина. И они были душевным огорчением для Ицхака и Ривки». Все верно: «наследники» злодея Эсава (про которого сказано: «мечом своим будешь жить») – террористы ХАМАС захватили «кибуц Беэри», и это стало «душевным огорчением» (морат руах) для потомков «Ицхака и Ривки» – еврейского народа. И хотя здесь «Беэри» – это имя некоего хеттиянина, однако мы знаем, что каждое слово в тексте Торы (помимо его прямого смысла) несет в себе бесценную информацию и является раскрытием Б-жественной мудрости.
Однако для тех, кому все эти совпадения могут показаться слишком искусственными и кому важно видеть прямое соответствие, можно напомнить, что там же много раз встречается слово «колодец» (беэр) или «колодцы» (беэрот), которые откапывал Ицхак (напомним, что название кибуца «Беэри» переводится как «мой колодец»). Включая завершающий этап, где фигурирует колодец, который стал символом благополучия и процветания, как сказано (Брейшит, 26:22): «И двинулся Ицхак оттуда, и выкопал иной колодец, о котором не спорили; и нарек ему имя Реховот (просторы), и сказал он: “Теперь Г-сподь дал нам простор (реховот), и мы размножимся на земле”».
Кроме того, весьма поучительно, что в конце нашей главы описано, как Ицхак заключает мирный договор с филистимлянами, после чего они расстались с миром, как сказано (Брейшит, 26:31): «И встали они рано утром, и поклялись друг другу; и отпустил их Ицхак, и они пошли от него с миром». И только после того, как они смогли разрешить этот конфликт, слуги Ицхака нашли еще один, на этот раз новый источник воды, который получил название «Семь» (шива), откуда и происходит название города, как сказано (Брейшит, 26:33): «И он назвал его Шива – посему имя городу тому Беэр-Шева до сего дня».