Автором этой уникальной книги является д-р Роберт Пинхасов. Издать такую книгу, а тем более такую глубоко научную, в наше непростое, скажем прямо, смутное время – с одной стороны – пандемия, а с другой – продолжающиеся столкновения между афро-американцами и полицейскими во многих городах США – просто удивляет и, конечно же, восхищает.
Пока мы сидели в изоляции д-р Пинхасов сумел собрать огромный материал, связанный с нашей религией, её традициями, которые мы впитали с молоком матери. Этот пласт жизни бухарских евреев необходим автору для того, чтобы ответить на многие вопросы. И в том числе на один из главных – может ли исчезнуть народ, так трепетно исполняющий заветы Великой Торы, наши замечательные традиции.
И как бы споря с невидимым оппонентом, автор всем ходом повествования своего нового исследования, утверждает вечность и бессмертие бухарских евреев, сохранивших себя, прожив 1400 лет в мусульманском окружении в городах и весях Центральной Азии лишь по одной единственной причине – вере своих отцов и дедов.
Мне невольно вспомнилось выступление Главного раввина Израиля Ицхака Иосифа на встрече со студентами Квинс гимназии в 2019 году: «Перед приездом в Нью-Йорк я виделся с президентом России Вл. Путиным. И он отвечая на свой же вопрос, почему евреи не исчезли, как многие древние народности, сказал: «Всё дело в Ваших раввинах, которые всегда во все времена читают свои молитвы: Вы живы ими».
Книга «Бухарские евреи: Религия и традиции» является ответом на многие вопросы, волнующие сегодня наше поколение. Но прежде чем более подробно рассказать об этом замечательном труде, хотелось бы несколькими строчками представить феномен д-ра Роберта Пинхасова. Будучи известным хирургом в Узбекистане, учёный, кандидат медицинских наук, он сразу после иммиграции в Нью-Йорк в 1992 году стал активно заниматься общественной деятельностью: основал Общественно-научный центр «Рошнои», ставший для нашей интеллигенции, что называется, «глотком воздуха» – появилась возможность общения друг с другом. Затем его избирают членом Совета директоров Центра бухарских евреев Нью-Йорка. Несколько лет с 1999 по 2003 годы он был вице-президентом Конгресса бухарских евреев США и Канады. По его инициативе в Нью-Йорке созданы театр «Возрождение» и «Музей наследия бухарских евреев». В 2014 году был награжден высоким званием «Человек года» на съезде Всемирного Конгресса бухарских евреев. Президент Лев Леваев высоко отозвался о его трудах, посвящённых актуальным проблемам истории и культуры нашего народа.
На сегодня д-р Роберт Пинхасов является автором 51 книги, 6 справочников и более 200 статей по различным отраслям науки. Среди многих его трудов нынешняя – «Бухарские евреи: религия и традиции» – занимает особое место и самой тематикой, и конкретным содержанием. Книга двуязычная. 300 страниц, из них около 200 – переведены на английский язык, что очень важно, учитывая контингент читателей из молодёжи. В ней очень ёмко и логично раскрывается главная тема – религия. Предваряет её краткий исторический очерк – этапы пути бухарских евреев – доисламский период, исламский, период Российской экспансии (1860 – 1917), советский период, и заканчивается кратким обзором жизни этноса в период репатриации в Израиль и иммиграции в страны Запада.
Точность, документальность характерны для почерка д-ра Роберта Пинхасова. Эта часть книги завершается включением хронологической таблицы по истории и культуре бухарских евреев с 722 г. до н.э. до 2019 года. А далее идёт интересный материал о том, в каких странах и городах жили и живут бухарские евреи. Этот исторический срез также завершается таблицей расселения этих общин в Узбекистане, Таджикистане и в разных странах мира.
Отдельный разговор ведет автор о «Быте и национальных обычаях, обрядах нашего народа». Эта глава содержит немало познавательной информации, представляющей интерес для каждого из нас, независимо от возраста. Здесь и семейные обряды, браки, похороны и траурные обычаи, национальная кухня и кашрут…
Предтечей к обстоятельному разговору о духовных ценностях нашего народа является глава, где даются имена великих равинов Иосефа Мамона Магриби, Шимуна Хохома, известных самаркандских раввинов Хиския Кайкова, Очильди Гавриэлова и многих других.
Особенность новой работы д-ра Пинхасова заключается в том, что в ней содержатся новые принципиально важные сведения о различиях религиозных традиций бухарских евреев в сравнении с другими еврейскими общинами. Известно, что иудаизм – это целостная религиозная концепция, в центре которой стоит вера в единого Б-га. Вместе с тем автор книги выделил несколько очень важных моментов, которые свидетельствуют об особенностях религиозных песнопений бухарских евреев, что отличает их от ашкеназских, сефардских и восточных евреев. Молитвы у нас читаются на мотивы классического музыкально-вокального памятника – узбекского, таджикского и бухарско-еврейского Шашмакома. Ашкеназы используют европейские мотивы и органную музыку. Кто читает Тору, тот знает, что в конце даётся хафтора отдельно для ашкеназов, и для тех, кто использует иные напевы.
Различия прослеживаются и в порядке проведения религиозной службы в синагогах, и по тому, как надевают тфилин и цицит. Различия также пролеживаются в проведении хупы и т.д. Всего не перечислить, но они есть. О них говорили, но д-р Роберт Пинхасов проделал колоссальную работу, советуясь с нашими раввинами, изучив массу литературы, систематизировав весь огромный материал, сделал собственные умозаключения. А затем в доступной для простого читателя форме изложил их в этом труде.
Не менее важными являются десятки страниц, где автор поименно называет бухарско-еврейских раввинов. Их оказалось 450. Идёт перечень таких городов, как Бухара, Самарканд, Ташкент, Маргилан, Фергана, города Таджикистана, Казахстана, Туркменистана, Киргизии, европейских стран, где жили или живут наши духовные лидеры. Поражает и то, что Роберту Абрамовичу удалось собрать фотографии этих раввинов в цветном изображении и снабдить ими свою книгу. Могу с гордостью сказать, что среди них есть фото моего деда по материнской линии Або Шаакова. Он был меламедом, обучал Торе, прячась в подвалах, рискуя собственной жизнью.
Есть ещё один важный раздел – фотографии руководителей религиозно-просветительских центров Израиля, Вены (Австрия), США…
Завершается книга также цветными фотографиями интерьера синагог. Привлекают внимание фото женщин – бухарских евреек в ярких колоритных национальных одеяниях, запечатлённых на наших религиозных праздниках.
Книга снабжена и списком использованной литературы. Так что д-р Пинхасов выразил своё уважение и к другим авторам.
Я с огромнейшим интересом прочитала этот труд, который он преподнёс мне с трогательной надписью – «вместе с книгой дарю Вам тепло своей души». И хочу сказать ему огромнейшее спасибо за это.
Уже появились первые рецензии, в которых известные учёные и раввины дали этой фундаментальной работе высокую оценку, считая, что она должна стать настольной книгой для каждого из нас.
Рена Елизарова
Собкор «Меноры» в США