В главе Торы «Микец», как и в предыдущей главе «Ваешев», мы читаем о снах. При этом невозможно не обратить внимания на большую разницу между снами Йосефа и снами Фараона. Йосефу снилось, что он со своими братьями вяжут снопы посреди поля, то есть, в его сне они находились в процессе работы. Фараон же в своих снах наблюдает за происходящим со стороны и в его снах люди не заняты никакой работой. Сны Йосефа относятся к области святости.
Все блага, которыми Всевышний одаривает нас, мы получаем в качестве платы за нашу работу. Мы должны стараться трудиться, как в материальном, так и в духовном, и успешно действовать, — только тогда мы сможем получить то, что считаем необходимым для себя. Как в снах Йосефа, в которых он не является сторонним наблюдателем, а работает в поле вместе с другими.
В снах Йосефа мы можем также заметить переход с одного уровня на другой. В первом сне он видит снопы, которые люди собирают в поле. При этом они берут отдельные колосья и связывают их вместе, что символизирует собой единство. В этом сне есть переход на более высокий уровень — от разобщенности к сплоченности. Во втором сне снова есть подъем. Раньше ему снилось поле, а теперь — Солнце, Луна и звезды, то есть вещи «небесные», возвышенные. В снах Фараона все происходит с точностью наоборот: спуск за спуском. В первом сне он видит коров (мир животных), а во втором сне — колосья (растительный мир).
Налицо духовный спуск. В каждом отдельном сне также есть спуск. В первом сне Фараон видит сначала семь тучных коров, а затем — семь тощих коров. Более того, тощие коровы съедают тучных коров. Также и во втором сне Фараон видит сначала семь полных колосьев, а затем — семь пустых. Толкование этих снов тоже говорит нам о нисхождении. Сначала идут семь урожайных лет, а за ними семь голодных лет. Причем, речь идет о таком сильном голоде, что исчезают даже воспоминания о том периоде жизни, когда все было хорошо.
Во всем, что связано с Йосефом, мы наблюдаем увеличение в святости, продвижение вперед, ведь святость вечна. В отличие от этого, все, что связано с Фараоном, не имеет права на существование и полностью исчезает.
Какой урок мы должны извлечь из снов Йосефа? Для того, чтобы удостоиться получить благословение Всевышнего, нужно трудиться и созидать. И тогда мы получим от Всевышнего намного больше, чем мы наработали; и это благо будет увеличиваться все больше и больше. Но желание еврея получить что-то от Всевышнего без труда будет напоминать действия Фараона, который не принадлежит к области святости. Такое действие обречено на короткое существование, более того, оно будет уменьшаться, пока не исчезнет совсем.