После публикации в предыдущем номере газеты «Менора» моего очерка «Учитель! Перед именем твоим…» ко мне стали поступать отклики, один из которых, на мой взгляд, представляется очень важным. Напомню, что в очерке рассказывалось о династии Бабаевых-Коэнов, одного из известных домов в Шахрисябзе. Прежде, чем рассказать, о каком отклике шла речь, позволю сделать небольшое отступление от темы.
История евреев Средней Азии, которые поселились в этом благодатном уголке земли, более двух тысяч лет назад, в каком-то смысле является уникальной. Великий шелковый путь соединил далекий восток и крайний запад. Евреи, как великолепные организаторы торговли, были издревле известны своей богобоязненностью и честностью. Именно благодаря этим качествам они сумели сыграть исключительную роль в развитии великого шелкового пути как ключевой артерии ведущую роль не только как купцы и торговцы, но и как радоны – знающие дороги и извилистые тропы, скрытые от посторонних глаз.
Шло время. Менялись правители и религии, на смену зороастризму пришел ислам. Затем советская власть всеми силами пыталась насадить «воинствующий атеизм», вплоть до введения во всех вузах обязательного курса по этому «предмету». Бывали периоды массовых гонений на религиозных деятелей, сопровождаемые наказанием и лишением прав. Более двадцати веков этот огромный регион бурлил, как кипящий котел, сжигая в огне все, что хоть как-то не вписывалось в общую установку «верха». Но несмотря ни на что, бухарские евреи сохранили свою приверженность корням и религии.
Особенно сильны и сплочены были общины бухарских евреев в Самарканде, Бухаре и Шахрисабзе. Между этими общинами всегда была тесная связь и налажено сообщение. Благодаря активному сотрудничеству бухарских евреев и общины ХАБАД, в годы второй мировой войны религиозная жизнь в Самарканде получила новый позитивный импульс.
Именно хабадские хасиды оказали огромное влияние на формирование характера и поведение молодого Авнера, сына праведных Звулуна и Яэль Леваевых. В свои 16 лет Авнер уже был известен своей религиозной активностью. В то очень непростое и тяжелое время всякий еврей, приехавший в Самарканд, мог рассчитывать на еду и постель, а также на материальную и духовную поддержку в доме Леваевых.
В 20-ти летнем возрасте Авнер женился на Ханне, дочери ребе Мени Некталова, которая взяла на себя все заботы по ведению кашерного дома. Господь благословил супругов тремя сыновьями и пятью дочерями. Со временем Авнер и его праведная спутница жизни Ханна решили перебраться в Ташкент. Очень скоро слава об Авнере, который содержал на свои средства единственную в городе микву, облетела всю бухарскую общину. Люди стали тянуться к нему – кто как к знатоку Торы, кто за советом, а кто за добрым словом.
Ребе Авнер прилагал немалые усилия, стараясь помочь евреям соблюдать все заповеди, и сам безвозмездно делал обрезание еврейским мальчикам не только в Узбекистане, но и во всех уголках России и других республиках СССР, постоянно беря на себя абсолютно все расходы на дальние поездки. При этом у него всегда находилось свое особое благословение новорожденному, которое впоследствии определяло его жизненный путь. Хотя дружная семья Леваевых была обеспеченной, но при этом она вела довольно скромный образ жизни, помогая другим членам общины. Когда на короткое время был разрешен выезд на ПМЖ, ребе Авнер Леваев оплачивал бухарским евреям “штраф”, который эмигрировавшие в Израиль советские граждане должны были выплатить властям за полученное в СССР образование. Сумма, по тем времена была баснословная, примерно 10,000 рублей, что было сравнимо со стоимостью хорошего каменного дома или кооперативной квартиры в центре города.
В Ташкенте ребе Авнер Леваев возглавлял крупный магазин тканей на старо-городском базаре. Именно там он познакомился и сблизился с праведными евреями Даниэлем и Мишей Бабабековыми, а через них с Гавриэлем Бабаевым.
В конце шестидесятых-начале семидесятых годов прошлого века, мне посчастливилось провести почти два года в семье Гавриэля Бабаева и Яэль Маллаевой. Именно там я впервые вплотную прикоснулся к духовным корням, уходящим вглубь веков. Мы получали огромное удовольствие от проведения шаббата, как самого большого подарка, который когда-либо человечество получило от Создателя. Именно этот день дан нам для осмысления нашего жизненного пути, для понимания «откуда мы пришли и куда идем». Это день, когда мы можем вместе со своей семьей и близкими правильно оценить свое место в безграничном мире, где порой мы путаем главное со второстепенным, заменяя «главные жизненные ценности» на «декорацию».
На праздновании одного из религиозных праздников, Гавриэль Бабаев рассказал нам о своем огромном впечатлении, которое на него оказало знакомство с ребе Авнером Леваевым. Он с восхищением рассказывал нам о добрых делах молодого, но очень умного, энергичного и бесстрашного ребе, о его высоком авторитете далеко за пределами Узбекистана и о том, какой мощный импульс община Ташкента получила с его переездом.
Весной 1971-ого у Гавриэля Бабаева родился внук. Конечно же, ребе Авнер Леваев сделал обрезание новорожденному, которого назвали Юра. Сегодня Юрий Мэлсович Бабаев успешно работает в медицинских учреждениях Израиля, имеет высокий авторитет как очень грамотный и знающий специалист.
Возможно, это было одно из последних обрезаний, сделанных ребе Авнером в СССР. Дело в том, что начало 70-х годов прошлого столетия было ознаменовано расширением круга преследуемых, и по понятным причинам ребе Авнер Леваеву пришлось срочно оставить Ташкент и перебраться в Израиль. Благодаря непоколебимой вере, активности и бесстрашию его супруги рабанит Ханны, семье всей большой Леваевых удалось воссоединиться в Израиле.
Прошло еще много лет, прежде чем мне и моим сотрудникам посчастливилось участвовать в одном из вечеров Всемирного Конгресса Бухарских Евреев, посвященного вручению стипендий студентам. Президент Конгресса, Лев Леваев, сын Авнера и Ханны, выступил с приветственным словом. Его слова до сих пор звучат у нас в ушах, и мы часто вспоминаем тот незабываемый вечер. Лев Леваев обратил внимание присутствующих, что слова «Цедек–Справедливость» и «Цдака–Подаяние нуждающимся» имеют один и тот же корень. Важно подчеркнуть, когда человек «дает цдаку» он устраняет несправедливость и исправляет мир, делая его чище, лучше и благороднее.
Добрые дела, начатые много лет назад равом Авнером и рабанит Ханной Леваевыми, их благородными детьми и последователями, находят свое продолжение во вкладе в развитие Израиля как в духовно-нравственном, так и в научно-технологическом аспектах, обогащая всех нас мудростью наших замечательных предков и указывая путь в лучшее и более справедливое будущее. Хочется верить, что эта цепочка добрых дел и намерений будет и дальше способствовать установлению справедливости, и сплочению нашего народа. Именно в этом, устранении ненависти друг к другу, единству, сплоченности и любви к ближнему, как никогда нуждается наша маленькая страна, наш сильный Израиль.
Профессор Эдуард ЯКУБОВ,
президент Холонского технологического института
Фотографии для этого материала любезно предоставили Ицхак Шамалов и Шимон Пулатов