В Средней Азии с началом так называемой перестройки (середина 1980-х гг.) стали возникать бухарско-еврейские культурные центры и общества. В 1987 г. была создана секция бухарско-еврейской литературы при Союзе писателей Узбекистана. Однако в начале 1990-х гг. возобновилась эмиграция бухарских евреев, а после развала СССР и провозглашения независимости среднеазиатских республик она приобрела массовый характер.
К концу ХХ века прекратили своё существование 74 общины бухарских евреев в 13 странах, и ныне на территории Узбекистана и Таджикистана осталось всего 6 общин и одна – в Москве.
Массовая эмиграция бухарских евреев в Палестину началась во второй половине XIX века; в 1890 г. в Иерусалиме создаётся бухарско-еврейский квартал. С началом Первой мировой войны бухарская община здесь приходит в упадок, и такая ситуация, несмотря на приток новой волны иммигрантов в начале 1930-х гг., сохранялась в последующие десятилетия – в период британского мандата и после создания Государства Израиль (1948). В 1936 г. в Тель-Авиве и Иерусалиме создаётся Организация репатриантов-бухарских евреев. С 1953 по 1972 год издавалась газета «Твуна-Аклу фахм» («Мудрость») в еврейской графике. К культурным достижениям бухарских евреев Израиля в этот период следует отнести творчество поэтессы Шуламит Тилляевой, издание на иврите «Истории бухарских евреев» р. Нисима Таджера.
В 1970-х годах начинается новая волна эмиграции бухарских евреев. Подавляющее большинство (более 15 из 17 тысяч выехавших до 1988 года) направляется в Израиль. Однако большинство эмигрантов последней волны (с начала 1990-х гг.) выехало в США, где небольшая бухарско-еврейская община существовала с 1963 года. Её численность, составлявшая в 1980 году около 2000 человек, увеличилась в последующие два десятилетия в десятки раз. В настоящее время крупные общины бухарских евреев, помимо Израиля и США, существуют в Канаде, Австрии, Германии и Австралии. Израиль и США становятся новыми центрами обитания этноса. В обоих случаях речь идёт о типичной иммигрантской этнической общине, проходящей процесс адаптации в новой стране и вступающей в сложные взаимоотношения с иммигрантскими общинами русских евреев-ашкенази, иранских, грузинских и горских евреев, в США – мусульман из Средней Азии, а также с еврейским и нееврейским (в США) населением страны проживания.
Новую жизнь в культурную деятельность бухарской общины Израиля в 1970-е годы вдохнули видные бухарско-еврейские деятели культуры И.Мавашев, М.Бачаев и др. В 1972 году здесь открыта общественная беспартийная организация (амута) “Брит Йоцей Бухара”, которая спонсирует обучение бухарско-еврейской молодёжи в университетах, издание книг, курсы по изучению истории бухарского еврейства при Бар-Иланском университете. Начинают издаваться бухарско-еврейские газеты на иврите, русском и родном языках (последние – преимущественно в русской графике, более привычной для выходцев из СССР). В 1984 году создана общественная организация “Шаарей Цион”, развернувшая сеть учебно-воспитательных учреждений с субсидированной оплатой обучения по всему Израилю, а также в США, Канаде, Ав-стрии, странах СНГ.
С 1988 г. функционирует общественное движение “Олами”, в 1997 году созданы объединения “Ор-Авнер” и “Ор-Хана” (сеть частных религиозных дошкольных и школьных учреждений для мальчиков и девочек). Организованы клубы учёных по интересам “Дилкушо” (1986), ”Академаим” (1994) и “Муза”, форум “Наследие бухарских евреев” (с 2012), форум “Общественное мнение” (2014), форум деятелей культуры, ассоциация “Согдиана” (2010), Центр “АБА” – занимается изучением еврейских общин Ирана, Афганистана и Средней Азии, Центр “МАИ” (1993), общественно-политический форум бухарских евреев (2010), а также “Тёплые дома” (1992) – общественно-религиозные центры для бухарско-еврейских женщин, благотворительные фонды, ветеранские, молодёжные, женские организации.
Проявили себя бухарские евреи и в политике. На протяжении многих лет депутатами Кнессета избирались Амнон Коэн, Роберт Илатов, Юлия Шамалова-Беркович.
В США подавляющее большинство бухарских евреев селится в нью-йоркском районе Квинс, где расположены Центральная синагога “Канесои калон”, Квинс-гимназия, Центр “Шаарей Цион”, Культурно-религиозный центр “Бет Гавриэль”, Центр “Ор-Натан”, женские организации “Эстер ха-Малка” (1999) и “Мир женщин – иммигранток” (1991), именные, земляческие благотворительные фонды, различные театры. В Нью-Йорке имеется более 30 культурно-религиозных центров.
В 1992 году в Нью-Йорке создан клуб “Рошнои” – общественный научный центр бухарских евреев. В последующие годы членами клуба проведены исторические, искусствоведческие, демографические, социологические, экономические, медицинские исследования, касающиеся различных аспектов становления и существования бухарско-еврейского этноса. Клубом и с его участием проведено 7 конференций по истории, культуре и современности бухарских евреев (1995, 1996, 2000, 2003, 2012, 2014, 2016) и две – по медико-биологической тематике (1996, 1998); изданы фундаментальный труд по истории бухарских ев-реев в четырёх томах, учебное пособие и книга по истории и культуре бухарских евреев на английском языке, а также энциклопедические справочники “Бухарские евреи”, “Бухарские евреи в странах мира” на русском и английском языках. Клуб явился инициатором создания Музея бухарско-еврейского наследия и театра “Возрождение” в Нью-Йорке. Члены Клуба выпустили свыше 300 книг по различной тематике.
В 1999 году был образован Конгресс бухарских евреев США и Канады. Главными целями КБЕ являются: консолидация разрозненных общин бухарских евреев Северной Америки; представительство в общественных и политических организациях; осуществление гуманитарных, культурных программ; укрепление культурных связей со странами Центральной Азии.
В 2000 году по инициативе Льва Леваева создаётся Конгресс бухарских евреев Израиля, ставший ядром Всемирного Конгресса бухарских евреев (ВКБЕ). Впоследствии в ВКБЕ вошли Конгрессы бухарских евреев США и Канады, России и стран СНГ, Австрии. ВКБЕ оказывает материальную поддержку книгоиздательству, форумам раввинов, поддерживает общественных деятелей, габбаев, деятелей искусства и культуры, учёных, студентов, материально помогает нуждающимся, создаёт сеть учебно-воспитательных учреждений во многих странах мира, содействует сплочению всех бухарских евреев.
В США организована Ассоциация бух.-евр. молодёжи “Ахдут” (”Единство”), а в Израиле – Форум молодёжи и студентов при ВКБЕ.
В 2000 году в Израиле организован Союз писателей – бухарских евреев, а также секция бухарских евреев Союза русскоязычных писателей Израиля, а в 2005 году в США – Союз бухарско-еврейских писателей, поэтов и журналистов.
В иммиграции было начато издание 14 газет и 19 журналов, часть из которых существует в настоящее время. С 1999 года в Интернете функционирует глобальный бухарско-еврейский портал www.Bjews. com. В США и Израиле созданы бухарско-еврейские театральные коллективы.
В 2002 году в Нью-Йорке организован Музей наследия бухарских евреев. В Самарканде с июня 2008 года функционирует интерактивный музей “Евреи края в прошлом и настоящем”.
В странах проживания бухарских евреев по принципу землячества создаются общественные благотворительные фонды, а в память известных людей общины – именные фонды.
Именами известных бухарских евреев названы многие улицы в Узбекистане и Израиле.
Подводя итоги, следует отметить, что исторический путь бухарских евреев довольно типичен для еврейских общин стран Востока, последовательно прошедших ряд исторических периодов: доисламский, жизнь под властью мусульман, колониальный, советский с характерной для него ассимиляцией и, наконец, период эмиграции в Израиль и страны Запада. Подобное сходство судеб различных еврейских групп, на наш взгляд, ещё раз подчёркивает историческое единство еврейского народа.
М. Носоновский,
Р. Пинхасов, президент клуба «Рошнои»