“И вот, в сороковом году, в одиннадцатом месяце, первого дня того месяца, говорил Моше всем сынам Израиля обо всем, что заповедал ему Г-сподь о них” (Дварим, 1:3).
“Шват – не брат” – еврейская поговорка. Действительно, месяц шват приходится на самое холодное и ненастное время года – середину и конец зимы. Знак месяца “ведро”, отсюда более привычное, но менее точное Водолей. Рош-ходеш – всегда один день.
1-е швата. Последние тридцать шесть дней перед своей кончиной Моше-рабейну учил еврейский народ и передал им устную традицию. Начался этот заключительный период в жизни великого учителя 1-го швата и закончился за день до его кончины – 7-го адара.
2-го швата умер еврейский царь Александр Янай из династии Хашмонаим, которые, кстати, по еврейскому закону не должны быть царями, если есть претенденты из династии царей Дома Давида. Несмотря на происхождение из героической семьи священников, он вошел в историю как злодейский царь. В конце жизни, будучи тяжело больным, царь Янай велел посадить в темницу семьдесят наиболее известных и уважаемых мудрецов. Он хотел казнить их в день своей смерти, чтобы всеобщая скорбь скрыла радость по поводу его кончины. Однако благодаря его праведной жене, царице Шломит Александре этому злому умыслу не суждено было осуществиться. Царица, скрыв смерть своего мужа, успела выпустить мудрецов из заточения.
10-е швата – кончина Шестого Любавичского Ребе, р. Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Ребе Раяц). Его святая душа покинула этот мир в 1950 году. На его место встал его зять Седьмой Любавичский Ребе, р. Менахем-Мендл Шнеерсон.
15-е швата – праздник Ту-Бишват, Новый год деревьев.
20-го швата родился родоначальник одного из двенадцати колен, Ашер бен Яаков, который прожил 126 лет.
24-го швата пророк Зхарья пророчествовал о Иерусалиме и восстановлении Храма. Его слова утешили и подняли дух евреев, которые находились тогда в вавилонском плену. 28-е швата – день веселья. Царь Антиох подступил к стенам Иерусалима, но плохие вести из дома заставили его снять осаду. Это произошло за 24 года до событий Хануки.