Бо

 После казней и чудес во время выхода из Египта, в конце главы «Бо» Всевышний заповедует нам освящать первенцев. Про эту заповедь Тора говорит так: «И будет, когда спросит тебя твой сын позднее (завтра) так: „Что это?“ То скажи ему: „Силою руки вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабского“».

Нам заповедано передать это послание грядущим поколениям. Слово «завтра» требует пояснения: для каких целей Тора подчёркивает время, когда именно будет задан этот вопрос? Ведь ребёнку необходимо давать ответ в любое время. Намёк на ответ на это заложен в комментарии РАШИ: «Есть „завтра“ сегодняшнее (т.е. следующий день) и есть „завтра“, означающее, что оно наступит через какое-то время».  

РАШИ приводит как пример фразу из книги Йеошуа: «Завтра ваши дети расскажут нашим детям». Имеется в виду приведенный там рассказ о том, что после захвата Земли Израиля и распределения её между двенадцатью коленами, когда колена Реувена и Гада отправились на другой берег Иордана, чтобы получить там свой земельный надел, они построили там жертвенник и пояснили, что он предназначен для напоминания детям, если те вдруг спросят: «А что общего между вами и Б-гом Израиля?» То есть в этом случае «завтра» символизирует новое поколение, которое не только не знакомо с историей прошлых поколений, но и эта история кажется для нового поколения чуждой и поколение это «отмахивается» от этой истории. Этому поколению необходимо рассказать обо всём с самого начала и приблизить его к наследию праотцов.

Ребе объясняет, что намёк на это заложен в словах РАШИ про «сегодняшнее» и «завтрашнее» «завтра». То есть существует «завтрашнее поколение», которое всё равно является «поколением сегодняшним». Поколение ощущает близость со своими родителями и стремится продолжать родительский путь. Представители этого поколения тоже задают вопросы, но вопросы эти как бы «разъяснительные». Спрашивают их для того, чтобы знать и понимать что необходимо делать, как это делать и для чего это делать? Спрашивают для того, чтобы у поколения этого была возможность соблюдать указания Торы, делая это в радости и с честью. В этом случае понятно, что необходимо ответить спрашивающему на его вопросы и объяснить ему про еврейский мир.

Но есть и другое «завтра» — «завтра по прошествии какого-то времени». У такого поколения нет никакой связи и принадлежности к духовному миру их родителей, к родительскому образу жизни. И вопросы это поколение задаёт не только от незнания, а и из-за того, что они сами как бы «отмахиваются» от еврейского образа жизни. И тут Тора вносит свои новшества, что так как и такой «сын» является «нашим сыном», то на нас возложена ответственность ответить на все его вопросы с любовью и терпением. Ведь этот «сын» тоже является евреем, и наша обязанность приближать его к Небесному Отцу и спустить на него Свет Торы. Когда вкладываешь любовь и внимание в любой вид «сыновей», то таким образом создаётся «Армия Всевышнего», которая марширует навстречу праведному Мошиаху и полному Освобождению!  

Рав Даниэль Булочник