Именно это выражение – “наша взяла”, употребил Ребе, когда объявил о победе на другом – “земном суде”, на котором победа тоже оказалась на стороне Торы и святости. Хотя мы знаем, что за этим решением Федерального суда США стоял приговор, который прежде уже был вынесен на суде небесном.
Это случилось в 1986 году, когда начался суд о возврате книг из библиотеки Шестого Любавичского Ребе — раби Йосефа-Ицхака Шнеерсона. А может, и еще раньше, в 1927 году — когда предыдущему Ребе каким-то чудом удалось вырваться со своей семьей и вывести часть книг из Советского Союза, над которым уже сгущались тучи грядущих сталинских репрессий. А может быть, даже в 1799 году — когда основатель Любавичского движения Алтер Ребе был освобожден из Петропавловской тюрьмы и вместе с ним обрело свободу и стало стремительно распространяться по просторам России новое хасидское учение.
Один из родственников предыдущего Любавичского Ребе претендовал на часть библиотеки по “праву наследства”, как законный наследник, и формально у него были к тому основания.
Это была вторая часть многострадальной библиотеки, которую удалось вывезти из России. Первая, как известно, осталась в Советском Союзе и относительно недавно была символически передана еврейскому Музею толерантности при МЕОЦ (основной фонд этой библиотеки до сих пор пылится в запасниках Румянцевской, бывшей “Ленинской”, библиотеки). Однако судьба тех книг, которые удалось вывезти из России, тоже сложилась не вполне благополучно: на них предъявили свои претензии “наследники” раби Йосефа-Ицхака. Один из них утверждал, что книги принадлежат ему, так как он является единственным наследником предыдущего Ребе.
Рассмотрение дела началось в конце 1986 года, продолжалось около трех недель и завершилось в начале 1987 года, когда федеральный судья Чарльз Сифтон (афро-американец!) огласил свой приговор (он занял 40 страниц):
«После внимательного рассмотрения всех документов, представленных обеими сторонами, я пришел к заключению, что данная библиотека не может считаться частным имуществом Любавичского Ребе (Шестого Любавичского Ребе, раби Йосефа-Ицхака Шнеерсона), а является достоянием всей хасидской общины. Поэтому на нее не распространяются права наследства, и она должна быть передана в распоряжение организации “Агудас Хасидей Хабад”, которая является официальным представителем Любавичского движения».
Это известие пришло 5-го тевета, и этот день стал днем праздника и веселья, днем победы света хасидизма над силами тьмы, когда наша взяла — “Дидан ноцах!”.
На снимке Молитвенник Бааль Шем Това — одна из самых важных книг в коллекции библиотеки