Наглядное пособие истории

Прусский король Фридрих Великий (известный атеист) сказал как-то своему врачу, видному христианскому богослову:

– Приведи мне доказательство того, что Б-г существует. Только без лишних слов, у меня нет времени на болтовню.

– Евреи, Ваше величество, евреи, – не задумываясь ответил врач.

Вечное существование, точнее выживание евреев, двухтысячелетнее наше изгнание, наша упрямая, сверхъестественная нерастворимость – прямое, буквальное исполнение библейских пророчеств, доказательство объективного бытия Всевышнего. И особая судьба нашего поколения тоже словно сошла со страниц тысячи лет назад записанных пророчеств. Прав был врач – нет лучшего доказательства существованию Всевышнего, чем судьба Его народа.

Но с некоторых пор евреям надоело быть вселенским аргументом, доказательством, притчей во языцех.

Мы часто слышим, а иногда и сами произносим слова, в которых скрыта ловушка: “Когда уже мы станем жить как все!”.

Еврейская доля напоминает многим луковицу в украинской пословице “горько есть, да жалко бросить”.

Все политические течения, родившиеся в среде еврейской молодежи в последние сто пятьдесят лет, несли в себе это зерно, попытку побега от еврейства, от “еврейского счастья”. Социал-демократия во всех ее ипостасях (от сладкой марксистской утопии до кровавого большевизма), ассимиляторство и политический сионизм во всех его превращениях и направлениях, говорили еврею: будь как все, оставь бредни об особой еврейской судьбе.

И евреи попробовали жить иначе. Попробовали ассимиляцию, попробовали социальную революцию, попробовали нормализацию (кто не знает, что это такое, ничего не потерял).

Лучше ли нам сегодня живется? Стали ли мы умнее, свободнее, а, главное, счастливее, чем были тогда, до этих экспериментов?

Почему неглупый (по крайней мере) народ раз за разом доказывает свою несостоятельность? Почему нашими добрыми намерениями оказалась выстелена дорога в ад?

Идеи, замешанные на непонимании основы основ, не способны произрастить здоровый плод. Ошибка реформаторов еврейства (как образа жизни и мировоззрения) состояла не только в попытке построить “новый народ”, но в самом предположении, что евреи могут жить и быть “как все”.

Нет спора, быть евреем непросто, но попытки избавиться от еврейства – убийственны.

Хотим того или не хотим, прав врач Фридриха Великого. От судьбы учебного пособия истории нам не убежать. Но у этой судьбы есть две диаметрально противоположные опции.

Вариант №1: “И сделаю тебя светочем народам…” (Йешаяѓу, 49:6).

Вариант №2 (к сожалению, уже опробованный нами): “И станешь ужасом, притчей и посмешищем среди народов…” (Дварим, 28:37).

Третьего пути нет.

Времени на раздумья тоже не осталось.

История кончилась.