“Заслуженный артист Узбекистана Ильяс Маллаев – это целая эпоха высокого дарования”. Эти слова принадлежат президенту Всемирного Конгресса бухарских евреев Льву Леваеву – они написаны на золотом диске, подаренном в Иерусалиме великому Ильясу в честь его 70-летия. Можно гордиться нашим президентом Львом Леваевым, который трепетно относится к выдающимся личностям бухарских евреев.
12 января был днем рождения Ильяса Маллаева. В этом году ему бы исполнилось 85 лет. А его нет с нами с 2008 года…
Каждый народ имеет своего кумира, сыгравшего огромную роль в развитии национальных культур. Таковым для нас, бухарских евреев, был Ильяс Маллаев. Человек–легенда, человек–оркестр, маститый поэт, композитор, певец. Все эти разноплановые дарования уживались в одном человеке и в каждом из них он был неповторимым.
Ильяс с детства был незаурядным: в шесть лет овладел танбуром, в восемь – скрипкой, в 14 – устраивается скрипачом в Каттакурганский драмтеатр.
С 1951 года творческая жизнь 15-летнего Ильяса Маллаева связана с ансамблем «Шодлик» в Ташкенте. Именно с этого периода берёт начало взлёт его музыкальной карьеры. Словно предчувствуя своё предназначение свыше, он собирает записи в исполнении прославленных бухарско-еврейских певцов, в частности, знаменитого Левичи Бабаханова. И уже в 1962 году, восстановив запись голоса этого певца, издает его граммофонную пластинку. Тем самым Ильяс завоёвывает славу знатока тайн Шашмакома, в котором он видит глубину восточной философии, непревзойдённость музыкального фольклора многих народов Центральной Азии.
Ильяс был гением. Таковые рождаются по велению свыше. К счастью, избежал их судьбы, прожив всего 72 с лишним года и преуспел во всём, к чему «прикасалась» его творческая душа.
Более того, он при жизни получил всеобщее признание своего таланта как бухарских евреев, так и узбеков, таджиков, армян, турок и других народов. Владение в совершенстве многими языками позволило создавать на них полноценные поэтические произведения. Долгое время в Узбекистане Ильяс был известен больше как певец и музыкант – его поэзию мало кто замечал.
И только в 1965 году после встречи со своей будущей супругой Мухаббат Шамаевой, он пишет первые стихи – вместе с любовью к этой очаровательной девушке – в нём просыпается поэтическая душа. И с тех пор Мухаббат хранит в своем сердце благодарность за то, что Ильяс, подобно герою доктору Хиггинсу из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, помог ей обрести себя на большой сцене.
В 1987 году, ещё в Ташкенте становится Ильяс победителем мушаиры – состязания поэтов. И в том же году ему присваивают звание «Заслуженный артист Узбекистана». Но подлинный расцвет его творчества приходится на годы иммиграции в Нью-Йорке, куда он приехал в 1992 году. Об этом также сказано в том приветствии Льва Леваева: «После переезда в США у Ильяса Малаева открылось новое творческое дыхание. Здесь он издаёт ряд новых замечательных сборников стихов». Среди них «Ширу шакар» (1994) и «Девон» (1998). Все они написаны в жанре – газель, бейт, рубаи, маснави, мусаммас.
Всю жизнь, занимаясь восточной литературой, могу сказать, что писать в этих стихотворных жанрах нелегко. Все они строго канонизированы. В них большая мудрость, глубина философской мысли, обязательная назидательность.
В 1999 году он создаёт пьесу «Певец Его Превосходительства» в стихотворной форме, которую поставил на сцене режиссёр, проф. Борис Катаев. Три вечера Нью-Йорк рукоплескал спектаклю. Увидели его и израильтяне в постановке театра Наматиева. Если бы Ильяс создал бы только это произведение, то и тогда он завоевал бы всенародную славу. В нём раскрылись красоты национальной речи и музыки, юмор, добрая шутка, сарказм. Постоянный представитель Таджикистана при ООН, посол Рашид Алимов, посмотрев этот спектакль, по справедливости, назвал его «Муджиза» («Чудо», «Волшебство»). Поразительно и то, как играли актёры, среди которых было немало самодеятельных, а также декорации, созданные настоящими художниками.
По приезду в Нью-Йорк Ильяс Маллаев создаёт свой ансамбль «Маком», директором этого музыкального объединения стала Светлана Ханимова (долгое время она возглавляла отдел культуры при Конгрессе бухарских евреев США и Канады).
На протяжении многих лет коллектив гастролировал по ряду европейских стран – Польше, Германии, Голландии, Австрии. Побывал также и в Марокко, где проходил Международный фестиваль народной музыки. И везде Ильяс Маллаев пропагандирует сокровищницу музыкального искусства бухарских евреев. В Германии востоковед Анжелика Юнг из Института Гумбольдта на основе его уроков записывает Ильяса Маллаева как величайшего знатока Шашмакома.
В Нью-Йорке изучением феномена Ильяса Маллаева занимались Тед Левин, Зеев Фельдман – учёные с мировым именем. После кончины Ильяса Маллаева американские специалисты, занимающиеся изучением искусства Востока, его музыкальной культуры, провели совместно с нашей общиной большую научно-практическую конференцию, посвященную творческому наследию этого поэта, драматурга, певца, музыканта.
Неоднократно, в том числе и в составе делегации деятелей культуры Конгресса бухарских евреев США и Канады, он посещал Узбекистан, где участвовал в Международном фестивале, проводил благотворительные концерты в городах своей бывшей родины. И везде его сопровождал оглушительный успех.
В мою бытность редактором газеты «Бухарско-еврейский мир», мне посчастливилось много писать о семье Ильяса Маллаева и Мухаббат Шамаевой. В первую очередь о том, что Ильяс находится в постоянном творческом процессе. Незадолго до своей кончины он рассказал мне, что написал 30 новых песен для Аврома Толмасова, сдал в печать свой новый поэтический сборник «Ашор» со 150 новыми произведениями.
В 2007 году состоялись несколько очень важных событий в его жизни: первое – это гастроли в Израиле, организованные Светланой Ханимовой. С благодарностью Ильяс Маллаев говорил об Ольге и Льве Леваевых, организовавших в его честь грандиозное торжество, с которого он привёз «Золотой диск» со словами признания его заслуг в области национальной культуры. Второе – это презентация двухсерийного фильма «Чаша Ильяса», созданного народным артистом Туркменистана Беном Исаковым и Кайков-медиа.
15 марта того же 2007 года несколько тысяч зрителей рукоплескали уже болевшему Ильясу Маллаеву в зале Квинс Колледжа, где его коллега, шоумен Юхан Беньяминов провёл фестиваль «Золотой Ильяс» Это было последнее представление великого Мастера. На нём 5000 человек аплодировали Ильясу Маллаеву, которому была вручена статуэтка «Золотой Ильяс». Счастье, что эти почести он успел получить при жизни. Не многим это дано.
Буквально незадолго до ухода из жизни он пригласил меня и вновь говорил о себе, о своих творческих планах, которым, к сожалению, не суждено было сбыться.
Есть ещё один очень важный аспект его творческой биографии –безграничный талант нашёл свое продолжение в детях: унаследовали его дарование – сын Радж, дочери Наргиз и Виола, внуки – Ави, Сэм Кац (скрипка) и другие. Они-то вместе с Беном Исаковым в год 75-летия Ильяса Маллаева вновь в зале Квинс-колледжа организовали концерт, посвященный великому маэстро, который не дожил 3 года до этого юбилея. Зрителей тогда восхитила новизна проведения юбилейного концерта путём органичного соединения отрывков фильма «Чаша Ильяса» с реальным выступлением артистов. Создавалось впечатление, что он сам проводит свой юбилей. В этот вечер пел «Шерлаамод» сын Радж, выступил ансамбль «Малика», пела великая муза Ильяса, народная артистка Узбекистана Мухаббат Шамаева, дочь Наргиз в дуэте с Авромом Толмасовым, любимица публики Тамара Катаева и многие другие. Этот проект был задуман как своеобразная дань памяти семьи певцу.
Лев Леваев в «Меноре» опубликовал своё соболезнование, которое точно определяет меру потери для каждого из нас:
«Творчество Ильяса Маллаева обогатило культурное наследие не только нашей общины, но и всего мира. Я уверен, что и будущие поколения будут гордиться его именем, читать его стихи, петь его песни и исполнять его музыку. Он навсегда останется в нашей памяти».
К этим словам мало, что добавишь.
Рена Елизарова
Собкор «Меноры» в США
Фотоархив Светланы Ханимовой