Лекция раввина Биньямина Аминова в культурно–религиозном центре венской общины: Дорогие друзья, всего один месяц отделяет Пурим от Песаха.
Отгремели весёлые, восторженные, массовые карнавалы, маски, костюмы, смех и радость весёлого Пурим (в этом году, по известным причинам, все было на много скромнее). И сейчас мы на пути к празднику Песах, в это время охватывает чувство, что преображается мир! Мы живём как будто на другой планете, в другой эпохе, где нет памяти о карнавале и о том веселом возбуждении, что царило в Пурим. Всё облачилось в покровы строгости и серьёзности – от поиска хамеца, до торжественного приготовления к Седеру Песах.
Да и сам Седер – становится чинным, обстоятельным, регламентированным как церемония королевского приема. И нет в нём ничего от свободного и весёлого застолья в Пурим, где бокалы вина не ограничивались четырьмя, а сознание пирующих постоянно соскальзывало с неустойчивой площадки понимания тонких отличий между прославлением Мордехая и проклятиями в адрес злодея Амана.
Вопрос из зала:
– Что общего между Пурим и Песах и в чём их отличие?
– У этих двух праздников много общего. Пурим мы отмечаем в месяце Адар, о котором сказано: «С началом Адара увеличиваем радость». Но вот что замечает Раши, комментируя приведенные слова: «Дни чудес для Израиля – Пурим и Песах». Из его комментария следует, что мы увеличиваем радость именно потому, что пришло время года, когда с еврейским народом происходит чудо освобождения. Причем это время охватывает не один Адар, но следующий за ним месяц Нисан. А раз так, то эта радость на два месяца и на два праздника.
В Пурим и в Песах мы празднуем наш выход на свободу. Во времена Пурим мы жили в Персии, враг в лице Амана пришёл к нам сам, а нам некуда было уйти. В то время Персия была словно весь мир, 127 государств были объединены в одну огромную империю, включая территорию сегодняшнего Эрец Исраэль. Мы не могли всё бросить и пойти за пророком Моше в «страну, текущую молоком и медом» как в Песах. Нам надо было выжить там, где мы есть, и мы выжили чудом. Осознав свое назначение, свою роль среди племён мира, – как народ этики, народ высоких нравственных обязательств, мы вернулись к своему исконному еврейству.
Но и в Песах мы жили не у себя, и даже не на чужбине – чужбина предполагает, что где-то есть дом, в который надо вернуться. Но прежде, чем войти в дом, нужно обрести право – стать самим собой и осознать, к какому народу ты принадлежишь, но сначала – стать самим собой!
Враг не приходил к нам и в Песах, он жил на своей земле, это мы вдруг обнаружили себя у него «в гостях». Как всё произошло – уже неважно. Иосиф, спасший Египет от голода, пригласил сюда своих родных, поначалу египтяне нас хорошо приняли, но вдруг мы просыпаемся у них бесправными рабами с беспросветным будущим. Песах – это жесткое ограничение во времени, а по существу – его полное отсутствие. Маца выпекается за 18 минут, опоздал на минуту – нет мацы, нет освобождения, нет Песаха.
Подобного не происходит в Пурим. Как известно, от издания Аманом страшного указа об уничтожении евреев и до его исполнения, должно было пройти 11 месяцев. Куда торопиться? Так сказала Эстер Мордехаю, когда тот предложил ей пойти с жалобой к царю. На что Мордехай ответил – прости, но времени у нас нет, или теперь, или никогда! Это тоже ограничение во времени – но несколько растянутое, явно не 18 минут. Так как сидим мы за столом в Пурим сколько хотим, пьем вино – сколько пожелаем и веселимся, – кто как умеет. Это не Седер Песах с четко составленным «протоколом собрания».
И все же оба эти праздника – о свободе, о выходе из темноты на свет. Песах – первый выход, на свободу, а Пурим – пробуждение после болезни, когда из темноты боли и страха человек выходит за двери своего лазарета на солнечный весенний свет. Выходит и узнаёт его, говоря: да, именно таким я помню свет и утверждает – жизнь прекрасна! Он ощущает, что родился заново, понимает прелесть жизни, чистоту свежего воздуха, краски и запахи природы. Чтобы оценить свободу, вероятно, надо на какое-то время её потерять.
Вопрос из зала:
– Наши мудрецы говорят, что в Пурим евреи заново приняли Тору. Не просто повторили своё присутствие у горы Синай, а именно – приняли. Что вы скажите об этом?
– Да, без сомнения, люди, стоявшие у горы Синай, осознали, что без Торы нельзя, без неё не получится жить. А в Пурим, они снова убедились в святом значении великой Торы, которая ограждает еврейский народ от опасных напастей и невзгод. Ведь на протяжении веков враги хотели отнять у нас не просто душу и не только, например, крещением, а добивались нашего физического уничтожения. Ибо жизнь евреев, когда они оставляют Тору и изо всех сил стараются стать как другие народы – даже в этом случае, наша жизнь для них – отрицание их жизни, укор и нестерпимое поношение. Об этом очень чётко сказал Аман, когда радостно сообщил жене, что приглашён на пир в кругу царской четы: «Но всё это ничего для меня не значит, пока я вижу Мордехая, сидящим у царских ворот, пока я вижу его живым». К счастью, надежды Амана не оправдались, потому что Бог с нами всегда, и когда особенно необходимо, Он сам одевает доспехи войны и спускается на поле битвы за свой народ.
Вопрос из зала:
– Какое отношение имеет хешбон нефеш (счёт души) к свободе?
– Вдруг оказывается, что счёт времени отмерен нам со скупой расчетливостью. Четыре бокала вина – не средство для пьянства, а предмет освящения. Да и врагов мы одолеваем не внешних, а скрытых, более могущественных, упорных и бескомпромиссных, тех, что живут внутри нас. К примеру, кто может заставить меня уйти из еврейства – кроме меня самого?
Оба праздника – о том, что такое свобода. Здесь, наверное, и проходит граница между иудаизмом и общими разговорами о свободе и рабстве. Рабом никто не хочет быть, но у людей разные представления о том, как завоевать свободу.
Народы мира говорят, что всё делают своими руками, мы же говорим – только опираясь на Всевышнего. Ибо своими руками, с оружием в руках можно одолеть только внешнего врага – Амана, фараона, Эпифана IV и прочих. А будут-ли они даны тебе в руки или нет? Всё зависит от Всевышнего. От тебя же зависит совсем другое: сделать себя тем, кто достоин свободы. Поэтому свобода – всегда чудо. Она от Бога. Приготовь себя к ней, – и ты её получишь. Приготовься к выходу из Египта в себе, – и Моше тебя выведет за считанные минуты. Исправь себя в Персии, – и вдруг окажется, что у тебя есть свои представители и во дворце, и в персидском Сенате. Это и есть счёт души, ведь всё зависит от тебя.
Голос из зала:
– Так значит перед нами два чуда. С этого вы начали, приведя слова Раши: «Дни чудес для Израиля – Пурим и Песах».
Но чудо Пурима – полностью произошло в рамках природы, оно – естественное, наступившее в результате невероятных совпадений и сцеплений разных событий.
В то время как чудо Песаха – невозможное, пришедшее в виде «казней египетских», «расхождение» моря и, в общем, через нарушение всех законов природы. Но оно же – явное, очевидное, его нельзя не видеть и не чувствовать, вот оно – море, расступившееся перед нами.
А чудо Пурима – скрытое, его еще надо уметь обнаружить, оно замаскированное; всегда найдется зацепка объявить его простой случайностью. Чудо Пурима – природное. Чудо Песаха – чудесное, как будто оно произошло высоко над всеми законами природы.
В Торе написано (Дварим 26): «И вывел нас Всевышний из Египта сильной рукой». Все комментаторы отмечают: именно Всевышний вывел нас, а не ангел, князь или любой Его посланник. Присутствие Создателя тогда было явным и неприкрытым.
Но не так в Пурим, когда все свершилось руками Его посланников – людей, которые не всегда осознанно играли порученные им роли. Мордехай это представлял ясно, поэтому сознательно выполнял волю Создателя. Если бы сказали Аману, что он – пешка в руках Всевышнего, – Аман бы, конечно, удивился! Наша внешняя свобода – полностью в руках Великого Бога. Признание этого факта является сутью и содержанием Пурима и Песаха.
Беседу записал, Шломо Устониязов,
Президент общины Б.Е.
Вена, март 2021 г.