Ученые иногда пользуются принципом “презентизма», когда исторические реалии интерпретируются, исходя из потребностей сегодняшнего дня.
Читая биографию Хамзы в Википедии, вижу сухой перечень профессий: «журналист и педагог, поэт и драматург, композитор и общественный деятель”. Как будто не жизнь человека, который жил и боролся, писал, влюблялся, ставил пьесы и создавал, создавал, опровергал. Так написано, словно вместо солнечного, утреннего тополиного леска, хотят отметить, сколь кубометров древесины получится.
Хамза (1889-1929) – пассионарная личность, которому было тесно в своем времени. Есть такое парадоксальное явление природы: хрупкий росток пробивает мощный асфальт, невзирая на законы биологии. Хамза также жил вопреки всему традиционному и косному, вопреки косым взглядам и догмам, угрозам и волне ненависти. Он жил и творил, взяв пророческий псевдоним Ниязи, что означает «посвятивший себя чему-то, жертвующий собой».
Если воспользоваться метафорой Ленина «Декабристы разбудили Россию», то можно сказать: «Хамза разбудил новую культуру Узбекистана»!
Он всегда был в авангарде
Создал первую узбекскую музыкальную комедию «Карасач”, открывал школы для сирот, редактировал журнал «Кенгаш», комплектовал библиотеку, 28 мая 1917 года организовал демонстрацию рабочих в количестве около 400 человек… Его натура требовала масштабных, грандиозных дел, что реализовалось в деятельности разъездных театральных трупп на Закаспийском фронте.
С 1924 года Хамза назначен зам. руководителя политпросвета Ферганского народного образования, и сразу же начинает работать театр под его руководством.
Хамза-поэт творчески слышал «музыку революции», видоизменяя традиционный стихотворный размер на свободный, превращая стихи в политические песни «Хой, ишчилар!» — ‘’Эй, рабочий», «Яша шуро!» — «Да здравствуют Советы!».
Эти песни на музыку Хамзы исполнял его друг и соратник, певец с голосом уникального диапазона М. Кари Якубов в агитбригадах.
В 1925 году Париж услышал громовые призывы Хамзы «Эй, рабочий» в исполнении певца и, не понимая слов, рукоплескал новой мощной музыкальной энергии. Хамза разбудил новую культуру, он был певцом Худжума, этой лобовой атаки на паранджу. Именно он заставил услышать голос Свободной девушки, а исполнительницей была ученица, впоследствии народная артистка СССР Лутфия Сарымсакова.
Хамза использовал форму монолога, чтобы подчеркнуть трагизм гибели одной из первых узбекских артисток Турсуной, убитой мужем в 1928 г за то, что она скинула паранджу и вышла на подмостки сцены.
В стихотворении «Сорванные цветы» поэт воссоздал картины гибели Сурмахон, Таджихон, Рузиой, Ойнисы, Кумушхан, Зодичахон. Он перечисляет имена тех, то рвался к новой жизни и погиб в 1928 году.
А теперь обратимся вновь к принципу «презентизма», чтобы просто сопоставить время и масштабы преобразований, их результаты, которые произошли в Узбекистане за неполные 100 лет.
В 2008 году доктор исторических наук профессор Д.Алимова в книге «История как история, история как наука» пишет:» В Узбекистане весной 1927 года более 100 тысяч женщин сняли паранджу… в 60 годы врачей-женщин было 60%» (Алимова, 2008, с. 260, 274). А ведь это и ее бабушка снимала паранджу в далеком или близком 1927-м.
Ее внучка М. Юсупова через несколько десятилетий училась в университете, пела «Наманганские яблоки» и даже слушала «Битлов”, защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Когда jyf защищала докторскую диссертацию по архитектуре в МАРХИ, став первым профессором архитектуры в Узбекистане, — это было знаковым событием и нормой в культурной жизни Узбекистана.
Если Тамара Ханум, Мукаррам Тургунбаева, Марьям Якубова, Маргарита Акилова только осваивали большую сцену, то сегодня афиша Академического театра оперы и балета им. Алишера Навои пестрит именами заслуженных и народных артисток классического балета.
Сегодня никого особо не удивляет, что Севара Назархан записывается в лучших студиях Европы и выступает в престижном зале Лондона, что узбекская женщина читает романы Харуки Мураками на японском языке, защищает диссертацию по нарративу Фолкнера. Никто не поражен, что молодая мама заезжает за ребенком в садик за рулем «Нексии» в джинсах и легкой маечке…
Сегодня не актуально только одно стихотворение Хамзы «Спор»: «Девушки в школах не учатся тратят бессмысленно дни… свадьбы, наряды и пиршества – в этом их жизнь и мечты«.
Сегодня множество девушек после окончания вуза хотят продолжить образование в университетах Чехии, России, Кореи, Китая США и Германии. О таком фантастическом проекте не мог и мечтать Хамза в 1929 году.
Существует такой фокус – «эффект домино», когда от легкого прикосновения рушится вся сложная и многофигурная система. Хамза был именно таким человеком, творцом, учителем, голос которого обладал мощной духовной силой, способный разрушить старый мир: «Раскрой свои глаза. Ты – нынче человек!«.
Значение Хамзы как «учителя моего большого поколения» выразил Хамид Алимджан: «Он первым карандаш ребятам в руки дал».
P.S.
В мемориальном музее Хамзы в Шахимардане тихо, академически скучно среди черно-белых невнятных фотографий каких-то вещей. Молодая экскурсовод, мельком оглядев группу, привычно спросила: «На каком языке вести экскурсию: узбекском, русском, немецком?». Это тоже примета времени.
Но я бы хотела, чтобы в музее этого пассионарного и яркого Человека народ был встречен не этой лингвистически подкованной девушкой, а громовыми раскатами песни «Хой, ишчилар!» — «Эй,рабочий!», чтобы с первых шагов в этом зеленом и скорбном месте звучали слова Хамзы, а не бледная музейная память.
Татьяна Ниязова, кандидат филологических наук
«Bukharian Times»