В начале главы «Тазриа», которую читают на этой неделе, есть одна короткая фраза о том, что должен сделать еврей, если у него родился сын: «И на восьмой день обрежь крайнюю плоть его». Здесь Тора указывает нам о заповеди Брит Мила (обрезание). Несмотря на то, что ещё раньше Авраам получил эту заповедь от Всевышнего, когда Всевышний заповедовал Аврааму: «Да будешь обрезан ты и все потомки твои во веки веков», мы делаем обрезание не из-за этого, а учим об этой заповеди из нашей недельной главы.
Указание на проведение обрезания, которое мы находим в нашей главе, выше того, что было дано Аврааму. А всё из-за того, что в случае Авраама это было указание одному человеку. А в нашей главе — это уже часть 613-ти заповедей, которые народ Израиля получил от Всевышнего на горе Синай и весь народ был тому свидетель. Эта заповедь одна из самых важных. 13 союзов заключил с нами Всевышний благодаря ей!
Много было сказано про причины этой заповеди. И сейчас мы приведём некоторые из них: Вход Б-жественной души в еврейское тело происходит при обрезании. До обрезания ещё нет полной связи между Б-жественной душой и еврейским телом и только посредством обрезания становится возможным их полное объединение. И с этого момента каждый еврейский ребёнок получает удел в будущем мире (это по мнению некоторых толкователей Торы).
РАМБАМ пишет в книге «Путеводитель растерянных» ещё одну причину для обрезания: оно ослабляет одну из самых больших похотей человека и даёт ему силы справиться с этой похотью. Обрезание — на иврите «брит мила» — происходит от слова «брит» («союз»). Это знак нашего союза со Всевышним — вечный знак на нашей плоти и этот знак символ нашей глубочайшей связи со Всевышним.
Особенность этой заповеди и в том, что она всегда присутствует с нами. В Талмуде приводится рассказ о Давиде, который оказавшись однажды в бане пришёл в ужас: «Ой! Я без одежды и на мне нет ни одной заповеди!» Но тут он вспомнил про обрезание и успокоился. Из этой истории мы учим, что эта заповедь всегда с нами. Ещё одно преимущество этой заповеди состоит в том, что она напрямую производится на теле. Все остальные заповеди связаны преимущественно с душой, даже если мы исполняем их с помощью тела. А заповедь обрезания производит прямые и видимые изменения с нашим телом и это видимая глазами связь еврея со Всевышним. Это объясняет тот факт, почему обрезание производится в таком возрасте, когда ребёнок ещё ничего не понимает. Если бы заповедь обрезания была бы связана только с еврейской душой, то можно было бы спрашивать: делать ее или нет в раннем возрасте. Но раз эта заповедь связана напрямую с еврейским телом — нет никакой разницы между ребёнком и взрослым; поэтому при первой же возможности, как только ребёнок немного окреп после рождения, его вводят в вечный союз со Всевышним!
В недельной главе «Мецора», Тора рассказывает о язве проказы, которая появляется на домах, на одежде и на человеческом теле, как наказание за зло язычество. РАМБАМ пишет, что эти язвы были совершенно сверхъестественные: «Чудесный знак был это для народа Израиля — предостережение от злословия». Это поражение появлялось постепенно: в начале «происходили изменения на стенах жилища его… и если продолжал грешить, то изменения происходили с кожаными изделиями в доме». После поражения кожаных изделий, язва выступала на одежде, но если и это не помогало, то появлялась на теле грешника: «И да будет отделён он до тех пор, пока не перестанет злословить».
Та последовательность, с которой появлялись вышеупомянутые поражения проказой в жизни человека, приводили его к мысли, что так и должно быть на самом деле. Человек понимал, что это определённо знак Небесный, личный надзор (Всевышнего) для того, чтобы предупредить человека о грехе злоязычия. Но те, кто отказывался верить в (то, что это знак Свыше), мог сказать, что это вполне естественное явление и искать этому какое-либо объяснение. Ведь в конечном итоге это не было открытым чудом, что все стояли бы с раскрытыми ртами от удивления. Это сверхъестественное явление всё же «облачилось» в «материальные одеяния» и потому оставалась возможность думать, что всё это никакое не чудо. И здесь проявляется мировоззрение еврея и не еврея.
Сыны Израиля называются «Верующие и сыны верующих». Когда еврей сталкивается с явлением поражения проказой, то у него не возникает сомнений, что это «рука Всевышнего». И не только эти удивительные сверхъестественные поражения проказой принимаются евреем за знак Б-жий, а и всё остальное, что происходит в этом мире, даже обычные природные явления. Еврей верит, что всё в мире управляется Сверху, личным надзором Всевышнего. Таковой представляется еврею реальность.
Неевреи же видят всё по другому. Следующий этой идеологии, даже если он верит во Всевышнего, то всё равно старается найти логические объяснения всему происходящему. Даже если он видит явное чудо, то всё равно он попытается «облачить» это чудо в материальные и разумные «одеяния». Еврей верит в то, что как и поражения проказой есть Б-жественная цель, так и во всём происходящем в мире имеется особая Б-жественная цель. Более того, еврей верит, что даже в таких вещах, которые кажутся злом, заложено добро, т.к. если всё, что происходит в мире оно от Всевышнего, то это не может быть плохим — ведь Всевышний это само добро. Это проявляется и в язвах проказы на домах.
В комментариях к Торе рассказывается, что хананейцы (которые жили в Земле Израиля) до того, как были изгнаны евреями, прятали в стенах домов свои сокровища. И именно следствие того, что казалось внешне злом (поражение дома проказой) и было причиной того, что еврею приходилось разрушать свой дом, в конечном итоге оказывалось добром — еврей находил сокровища. Это и есть еврейская вера, благодаря которой мы вышли из Египта и благодаря которой мы зашагаем навстречу полному Освобождению и праведному Мошиаху!