На вопросы редакции отвечает рабанит Нина-Браха Шимунова.
– Вот уже несколько лет в культурно-религиозном центре нашей общины вы ведёте уроки иудаизма для женщин. В чём вы видите важность ваших лекций, какие вопросы волнуют женщин нашей общины?
– Женщин нашей общины и, я бы сказала, еврейских женщин вообще, волнует поиск правильных ответов на многие жизненно важные вопросы. Как построить настоящий еврейский дом, как правильно воспитывать детей, ладить с мужем, раскрыть свой потенциал и за бесконечными стирками, пеленками не потерять себя, оставаться женственной и красивой, своевременно организовывать порядок в домашнем хозяйстве? Я стараюсь обратить внимание женщин на то, что Тора предлагает ответы на все эти вопросы. Известно, что у женщин нет прямых обязанностей учить Тору в том объеме, в котором её учат мужчины. На практике, женщины не учат Талмуд, зато существует множество прекрасных уроков для них по Танаху, еврейскому мировоззрению, и еврейскому праву – Алахе.
– Вы сейчас говорили о многих сторонах быта и жизни, которые важны для женщин. Расскажите, пожалуйста, о самом важном подробнее.
– Да, я понимаю, в рамках одного интервью трудно охватить всё, что необходимо знать еврейской женщине. Хотя такие темы довольно часто раскрываются на страницах наших СМИ, в видео-беседах и уроках в интернете. Но живое общение всегда предпочтительнее. Каждая встреча и беседа с женщинами в живой аудитории – очень важна и нужна. Возможно, дело не только в индивидуальности лектора с присущей ей манерой и методикой. На мой взгляд, очень важна открытая дискуссия и поиск ответов на животрепещущие вопросы жизни в той или иной ситуации именно в рамках иудаизма.
Семья – это самый важный институт в еврейской традиции, и у женщины особое место в ней. Женщина – мать, жена и хранительница домашнего очага. В жизни всякое бывает, и горести, и радости, поскольку женщина – хранительница очага, значит от её мудрости многое зависит в атмосфере дома. И здесь хотелось бы привести слова мудрейшего из людей Шломо аМелеха: «Мудрость женщины строит её дом».
– В общем, женщина в еврейской семье главная. Ну а какова роль мужчины в семье?
– Отношения жены с мужем, в еврействе это прежде всего союз людей, творящих и строящих свое будущее. Женщина, родив ребенка, обретает счастье и радость, цельность и гармонию. Отцу присуще стремление передать мудрость Торы, богобоязненность, мораль сыновьям, которые, в свою очередь, будут строить и поддерживать всё лучшее что создал в мире Всевышний, а не разрушать Его прекрасный мир. Мать (эм) дает детям эмет — правду жизни и веру в Б-га, плюс сочувствие и сострадание. Отец устанавливает границы поведения, нравственности, подает личный пример служения и богобоязненности, определяет законы в семье и их соблюдение. В разных семьях это существует в разных пропорциях, но выполняется общая родительская работа. В любом случае, если мать слабее в проявлении материнских чувств и инстинктов или в материнской работе над ребёнком, то увеличивается вклад отца, который выравнивает это неравновесие и корректирует любую ситуацию. Так же и наоборот.
– В начале беседы вы отметили важность правильного воспитания детей в еврейской семье.
– Я думаю, что первым условием успешного воспитания является выбор жизненных приоритетов, которые устанавливают для себя родители. То, как они расценивают миссию – быть хорошими родителями, разобраться, что является главным, а что второстепенным в их жизни. С понимания этого и начинается еврейская мама, если говорить о женщине. Она может работать, учиться, помогать другим, но основное – это её дети и, естественно, муж.
Что человек считает важным в жизни, этому он и отдаёт своё внимание, силы, желание учиться и совершенствоваться. Такими и должны быть хорошие родители, осознающие важность своей роли. Большинство людей понимают под словом воспитание общую культуру поведения, вежливость, любезность и т.д. Да, это необходимо, но на самом деле, воспитание – это способность на каком-то этапе приучить еврейского ребёнка воспитывать самого себя на основе заповедей Торы и силой разума. Уметь противостоять своим инстинктивным телесным желаниям. Об этом и говорит Царь Шломо: «Воспитывай отрока согласно пути его, так чтобы, состарившись, он не сбился с этого пути».
Цель воспитания – привить и заложить святые ценности иудаизма ребёнку ещё в детстве, чтобы, когда он вырастет, правильно понимал, что плохо, а что хорошо. Ведь человек – это совокупность всего того, что он видел, слышал, говорил, думал, нюхал, пробовал, то есть всё, что он ощущал со времени рождения и до данного момента. Обязанность родителей – постараться создать ему здоровое окружение и тёплую атмосферу в доме во время его формирования…
Вот об этом, более широко и глубоко мы говорим на наших уроках, слушаем различные мнения и разбираем суть неординарных случаев, чтобы найти правильные ответы на них в наших святых книгах. Прислушиваемся к советам еврейских мудрецов разных эпох, которые оставили нам бесценное сокровище мудрости.
Беседу вёл Шломо Устониязов,
Президент общины Б.Е.
Вена, март 2020.