Границы допустимого

“Как один человек, с одним сердцем” стояли все евреи в канун Шавуот перед горой Синай. И мы с вами были там, помните? Как сегодня нам не хватает этого единства! Что только мы не говорим друг о друге в жаркой дискуссии, какими только словами друг друга не честим! Понятное дело, когда евреи спорят, им не до логики и уж, конечно, не до чувства меры.

И все же так продолжать нельзя, перейдена некоторая черта, за которой взаимные оскорбления превращаются даже не в перебранку, а в диалог глухонемых. После определенных слов уши перестают слышать, а сердце отказывается понимать.

Пора установить минимальные нормы, скажем даже “табу”. Никто не сможет навязать нам эти нормы, только взаимное согласие в вопросе о границах допустимого оградит нас от превращения диалога в междоусобную войну.

Непросто будет установить эти границы, но можно попробовать начать с очевидного. Еврей не в праве называть другого еврея фашистом, нацистом и тому подобными “титулами”. Что бы ни натворил наш оппонент, он не отправляет людей в душегубки и не топит ими печи крематориев. Можно (хотя нежелательно) сердиться друг на друга, но и в гневе нельзя забывать, что никакое преступление не может сравниться с уничтожением трети народа, с убийством миллиона детей!

Итак, первый пограничный столб установлен: обвинение в фашизме – табу!

Попробуем установить еще один запрет. Приходилось вам слышать такое: Хаим кричит на Абрама: “Какой ты после этого еврей? Ты не еврей”.

Разберемся с этим. Еврей, как известно, это тот, кто рожден матерью-еврейкой или принял иудаизм в соответствии с Ѓалахой. Теперь объясните мне, что может сделать рожденный еврейкой, чтобы перестать быть евреем?! Даже если он посвятит жизнь войне с еврейством, даже если, не дай Б-г, перейдет в другую веру, даже если сожжет документы и получит новые, в которых будет записан нанайцем, – ничего ему не поможет.