Сорок пять праведников

 На их лицах застыла вечная улыбка: ведь рабби Шимон бар Йохай велел веселиться в день своей кончины, который мы называем «днем его славы». Теперь к нему присоединились сорок пять праведных душ, которые трагически погибли во время традиционного празднования Лаг-ба-Омер на Мироне (Израиль), на могиле РАШБИ.

Конечно, Тора учит нас стойко сносить удары судьбы и принимать как должное все испытания, которые посылает нам наш Отец небесный. Как в свое время выразился библейский старец Иов, который потерял (не дай Б-г!) всех своих сыновей и дочерей (1:21): «Г-сподь дал, и Г-сподь взял – да будет имя Г-сподне благословенно!». И все же, у многих осталось горькое недоумение после случившегося: как такое может быть, чтобы во время светлого праздника, в самый разгар великого веселья – такое горе?! Воистину, праздник со слезами на глазах…

Но оказывается, тому есть похожие примеры в нашей истории и в Писании. Совсем недавно мы читали о трагической смерти двух сыновей Арона, которая тоже произошла в самый разгар народного ликования, когда на восьмой день была окончательно установлена Скиния (мишкан).

 Пред Б-жьим ликом

Перед этим Моше и Арон вышли из Шатра собрания и благословили народ, и явилась слава Б-жья (шхина), как сказано (9:23): «И вошли Моше и Аарон в шатер откровения; и вышли, и благословили народ. И явилась слава Г-сподня всему народу». Тогда сошел огонь на жертвы и пожрал их, и народ возликовал и пал ниц пред Г-сподом. И тут, в момент наибольшего ликования и религиозного экстаза, два сына первосвященника Арона – Надав и Авигу, совершили воскурение, и снова сошел огонь, и поразил их, и они погибли на глазах у всех, как сказано (10:2): «И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом». И веселье сменилось трауром.

Но хотя сама Тора указывает на фатальную ошибку братьев, которые принесли «чуждый огонь», который «не велел Г-сподь», тем не менее, Писание подчеркивает, что они умерли «пред Г-сподом», т. е. их смерть была принята Творцом, как высший акт служения. А сам их поступок следует расценивать как исполнение заповеди самопожертвования (кидуш-га-шем), когда человека, жертвуя своей жизнью во имя веры, освящает Имя Творца, как сказано (10:3): «И сказал Моше Аарону: “Это то, о чем говорил Г-сподь, когда сказал: “Через тех, кто близок Мне, я освящусь, и пред всем народом Я прославлюсь…» Более того, Моше, утешая своего брата, признал, что святость и праведность его погибших сыновей недоступна даже им самим – признанным национальным лидерам.

И еще один похожий трагический эпизод, тоже связанный с Ковчегом (арон-га-кодеш), произошел во времена царя Давида. Тогда Ковчег с великими почестями возвращался из плена, а народ ликовал, играл на музыкальных инструментах и веселился, как сказано (6:5): «А Давид и весь дом Израиля играли пред Господом на всяких музыкальных инструментах из кипарисового дерева, и на лирах, и на арфах, и на тимпанах, систрах и кимвалах». В это время его сопровождали два праведных брат: Уза и Ахйо. В какой-то момент повозка, запряженная быками, случайно накренилась, и Уза протянул руку, чтобы поддержать Ковчег, и коснулся его рукой, за что был мгновенно наказан, как сказано (6:7): «И воспылал гнев Г-спода на Узу, и поразил его там Б-г за его оплошность, и умер он там у у Б-жьего ковчега». Здесь опять мы имеем дело не с наказанием за грех (ни сыновья Арона, ни Уза не хотели нарушать закон, а исходили в своих поступках из лучших побуждений), а с оплошностью (аль-га-шаль), которая, тем не менее, привела к печальным последствиям, как сказано (6:8): «И опечалился Давид, что Г-сподь поразил Узу, и называют то место доныне «Перец-Уза» (Поражение Узы).

Работа над ошибками

Один из запретов Торы, о котором мы читали тогда в недельной главе, запрещает нам «быть безучастным к судьбе ближнего», причем буквально сказано: «Не стой на крови ближнего». И хотя обычно это толкуется иносказательно, но в данном случае, это выражение можно понимать буквально.

Произошедшая трагедия со всей очевидностью показала, что сегодня мы повторяем ту самую роковую «ошибку» учеников рабби Акивы, которую в свое время пытался исправить РАШБИ сотоварищи, и которая продолжает оставаться скрытой причиной всех наших бед, и в конечном итоге, задерживает приход Мошиаха (не дай Б-г!): это отсутствие, между нами, внутреннего единства. А иногда это приводит к таким печальным последствиями. Ведь, по сути, в Мироне люди сами задавили друг друга: то, что сделали ученики рабби Акивы духовно, не желая уступать друг другу, спустя две тысячи лет мы сделали на физическом уровне. Хотя исходная причина (отсутствие истинной любви) все равно заключена внутри нас, а то, что, мы наблюдаем – лишь печальные последствия этого факта.

Напролом

Когда неожиданно гибнут люди, в традиции это образно называется «пролом» или «брешь» (пирца). Непосредственно перед дарованием Торы Г-сподь несколько раз предупредил Моше, чтобы народ и священники не переступали черту: «не пытались прорваться», чтобы «подняться к Б-гу», а не то (несмотря на все величие момента) Г-сподь может «поразить их» (ифроц-бам). Здесь употреблен глагол, который означает «проделывать брешь», «прорываться» и метафорой, говорящей о внезапной гибели случайных людей. Как подчеркивают комментаторы, даже если погибнет только один человек – это уже будет слишком много (19:21): «И падет множество» (рав).

Похожим образом выразился царь Давид, когда скорбел о трагической гибели Узы, которая на языке Писания называется «поражением (перец), которым поразил (парац) Г-сподь Узу». Но с другой стороны, этим же именем был назван один из двух сыновей Тамар и Иегуды, о котором сказано (38:29): «…И сказала она: “Что это ты прорвался напролом? И было наречено ему имя «Перец». Но мало того, что Перец является потомком Иегуды и предком царя Давида. Одно из «имен» нашего будущего Избавителя тоже «проламывающий», «прорывающий» (порец), как сказано у пророка (Миха, 2:13): «Поднялся пред ними проламывающий (стены): проломили – и прошли; проломили ворота – и прошли в них, и царь прошел пред ними, и Г-сподь – во главе их». Таким образом, мы видим, что трагедия, которая случилась на Мироне, и великое спасение описываются одним словом. И пусть это будет последнее испытание, и последнее «поражение» (перец), которое Всевышний послал Своему народу, и пусть в заслугу этих чистых душ скорее придет наш истинный Избавитель (порец) – скоро, уже в эти дни!