О махалле говорят в Венеции

Республика Узбекистан впервые принимает участие в Венецианской архитектурной биеннале, которая пройдет с 22 мая по 21 ноября 2021 года представив свой Национальный павильон на тему «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь».

На открытие дебютного проекта Национального павильона Узбекистана на Венецианской биеннале присутствовали президент Венецианской Биеннале Роберто Чикутто, генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле, заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, председатель оргкомитета Национального павильона Узбекистана Азиз Абдухакимов, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства Саида Мирзиёева, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства и комиссар выставочного проекта Гаянэ Умерова, а также участники проектных работ.

Роберто Чикутто: «Я поздравляю Узбекистан с открытием первого национального павильона. Это очень значимый и важный проект для всей страны. Мне кажется, кураторам удалось передать атмосферу махалли и донести свою идею до широкой общественности. Для посетителей биеннале это будет несомненно интересным опытом увидеть павильон Узбекистана и проникнуться узбекскими традициями и культурой».

Азиз Абдухакимов, председатель оргкомитета Национального павильона Узбекистана: «Мы рады представить первый проект Национального павильона Республики Узбекистан на Международной архитектурной Биеннале “La Biennale Di Venezia”. Богатое архитектурное наследие нашей страны и современные культурные, академические, и профессиональные достижения позволяют нам быть полноценными участниками международного диалога, инициировать плодотворный культурный обмен и пригласить зарубежных специалистов к обсуждению насущных региональных и глобальных задач»

Одри Азуле: «Это невероятный опыт для Узбекистана. Мне интересно наблюдать за открытием их первого Национального павильона. Страна славится богатой культурой, историей, и всё это отразилось в их проекте. Несомненно, это удачное начало»

В Узбекистане, где традиция происходит в основном как подлинно сельское пространство, встроенное в городской контекст, это коренное культурное учреждение приобретает особое значение: «Перед нами стоит задача сохранения нашего наследия – и одновременно с этим его адаптации под требования динамично меняющегося мира. Национальный павильон на Венецианской биеннале – идеальная площадка для подобного академического и художественного исследования, диалога с лучшими мировыми специалистами и демонстрации результатов совместной работы широкой публике» – отметила Саида Мирзиёева, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства.

Важнейшая часть исследований проходила в Ташкенте, как пояснила Гаянэ Умерова, комиссар проекта и исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства: «…Мы активно привлекаем лабораторию CCA Lab, которая является междисциплинарной экспериментальной лабораторией Центра современного искусства в Ташкенте, для молодых и начинающих художников и архитекторов. Участники лаборатории приняли активное участие в локальных исследованиях в рамках проекта. Помимо Лаборатории и различных международных ученых, мы много работаем с местными учеными, которые посвятили много лет изучению архитектурного и социального становления махаллей, такими как профессора Абдуманноп Зияев, Шукур Аскаров, Мавлюда Аббасова – Юсупова, Алексей Улько, Борис Чухович и другие»

Комиссаром павильона является Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры. Главная задача проекта – усилить национальное присутствие на глобальном культурном пространстве.

Кураторами выставки выступили Эмануэль Крист и Кристоф Гантенбейн, профессора архитектуры и дизайна Высшей технической школы в Цюрихе и партнеры – основатели Christ & Gantenbein, испанский художник и звукорежиссёр Карлос Касас и голландский фотограф, и художник Бас Принсен. Выставка посвящена теме 17-й Международной Архитектурной биеннале в Венеции «Как мы будем жить вместе?», исследуя важный аспект культурного наследия, который будет воспроизведен внутри Quarta Tesa.

Отправной точкой для проекта является исследование и документирование этого культурного наследия под руководством Эмануэля Криста и Кристофа Гантенбейна вместе с младшим куратором и руководителем исследований Викторией Истон. Команда ETH Zurich тесно сотрудничала с местными консультантами, студентами и участниками лаборатории Центра современного искусства.

Концептуальный каркас инсталляции задан временным занятием пространства Кварта Теса махаллинским домом из Ташкента. Этот воссозданный объект позволяет взаимодействовать с масштабом, качеством и красотой внутренних пространств. Благодаря атмосферным звуковым ландшафтам, созданным Карлосом Касасом, зритель сможет испытать множество различных атмосфер обитания, от комнаты к комнате. Некоторые из звуковых блоков динамичны, поэтому звуковая атмосфера будет меняться в течение дня.

Изображения Баса Принсена показывают невидимую пространственность домов и наводят на размышления, поскольку они изображают детали некоторых внутренних пространств махалли или уличных пейзажей, как слегка сюрреалистические явления в этом путешествии, возглавляемом опытом звука. Кроме того, будет разработано мобильное приложение будет на основе облачных моделей реальных домов. Мобильное приложение позволит посетителю ощутить структуру дома, предложенную звуковыми ландшафтами.