Шлах

                                                                                                                                                        

В нашей главе рассказывается о разведчиках, которых послал Моше и возникает вопрос: Моше был пастырем еврейского народа и, разумеется, знал состояние каждого еврея… Тем более он знал состояние каждого из вождей, глав колен, которым подчинялись десятки тысяч евреев. Тогда как может быть, что они не выполнили поручение? Тем более, когда речь идет о входе в Землю Израиля, ведь если бы удостоились, то наступило бы Освобождение.

И есть еще более серьезный вопрос: Всевышний сказал Моше «пошли от себя — по своему разумению», что все это посланничество было под ответственностью Моше. А ведь даже простой человек услышав от Всевышнего о своей ответственности встрепенется и будет стараться, чтобы все было как следует. Тем более, когда идет речь о Моше, пастыре евреев. Более того: Моше соответствует категории истины и все мельчайшие детали его действий тоже истины, тогда как может быть, что это вылилось в грех? Говоря простыми словами: РАШИ утверждает о шпионах, что «в тот момент они были кошерны» и они были праведниками, так как же произошел грех? Поэтому необходимо сказать, что заявление шпионов о невозможности овладения земли Израиля, было из области святости. Только в отношение к Моше, который был выше их, произошел маленький сдвиг и это привело к греху шпионов на деле.

Объясняет Алтер Ребе, что смысл заявление разведчиков был в том, что они желали заниматься Торой и заповедями только мысленно или на словах, теоретически, но не в действии, так как спуск в действие сопровождается потенциальной возможностью отрицательного. Когда лазутчики вошли в Землю Израиля и увидели, что это «земля, текущая молоком и медом» и есть там огромные фрукты, то они поняли, что для этого требуется совершать 39 видов работы… и возможно это вовлечет их полностью в будничное, тем более, что есть правило «не верь самому себе» — поэтому они заявили, что не в состоянии взять на себя такую ответственность введя десятки тысяч евреев в Землю Израиля в тот момент, когда существует опасность! Поэтому они сказали, что лучше всего остаться в пустыне, где нет накаких будничных дел, где вместо хлеба — манна небесная, где облако убивает змей и скорпионов, где можно спокойно учить Тору с Моше-рабейну.

Так зачем идти в Израиль и заниматься материальными вещами, когда можно спокойно продолжать жить в пустыне. Так вот, это заявление лазутчиков было по Торе, ведь в случае опасности принимают во внимание даже сомнение, а здесь шла речь об опасности как духовной, так и физической. Они, конечно, знали, что Моше и Аарон могут войти в Землю Израиля и выдержать испытание, но что касается всего еврейского народа — кто знает, смогут ли они выдержать это испытание, ведь «многие пытались вести себя как РАШБИ и у них ничего не вышло» и «Тора говорит о большинстве», а относительно всех евреев было опасение, что они собьются с пути. И будучи вождями евреев, они волновались за них. О себе они думали, что скорее всего они смогут выдержать испытание и даже если нет, то они были готовы уступить свои Тору и заповеди, чтобы исполнить желание Всевышнего. Но когда шла речь о всех евреях и поэтому они утверждали, что не могут брать на себя ответственность за всех…   На первый взгляд, еврей может сказать, что раз он всю свою жизнь ведет по еврейским законам, вплоть до того, что его разум стал функционировать по Торе и даже все его органы тела функционируют по Торе — так почему он не может использовать свой разум при выполнении воли Творца, ведь его разум — это разум Торы? Поэтому есть указания из истории с лазутчиками: несмотря на то, что они были вождями, известными людьми и их возражения были по Торе, но так как они вмешали свой разум (даже из святости), из этого вышел грех лазутчиков! Так как когда мы слышим от Моше — устами которого говорит Всевышний — что нужно делать так и так, следует оставить все расчеты и немедленно выполнить указание Моше. Возражает человек, что слепое подчинение это только начало служения, но он сам уже занимается служением десятки лет и поэтому может позволить себе примешать свой разум в вопросах Торы и заповедей (разум Торы) и наоборот, это прибавит ему удовольствие в Торе и заповедях. Отвечаем ему, что должно быть «Заставил всех умолкнуть Калев» — молчание и подчинение, выслушать приказ и выполнить его. Что же касается того, что есть у кого-то вопрос, так скорее всего найдется кто-то и ответит на него. Главное же — чтобы этот вопрос ничего не изменил в твоем отношение к Торе и мицвот…