Если спросить человека, выходящего в воскресенье из церкви: “Верите ли вы в Б-га?”, он будет шокирован: “Что за вопрос? Конечно, верю”. Если после этого вы спросите его: “Считаете ли вы себя религиозным человеком?”, ответ будет: “Конечно! Поэтому-то я и здесь”. Если пойти в пятницу в мечеть и спросить там первого попавшегося: “Верите ли вы в Б-га”, каков будет ответ? – “Само собой разумеется!” – “А считаете ли вы себя религиозным человеком?” – “Конечно, да”. И это вполне нормально и закономерно.
А теперь пойдите в синагогу в Йом-Кипур и спросите сидящего там постящегося еврея: “Верите ли вы в Б-га?” Прямого ответа вы не получите: “М-м-м… все зависит от того, что вы подразумеваете под Б-гом”. Так вам ответит человек с философским складом ума. Другие же попросту скажут: “Кто я такой? Что я, раввин? Не знаю”.
Тогда спросите: “Считаете ли вы себя религиозным человеком?”. Пробовали ли вы когда-нибудь спросить американского еврея, религиозен ли он? Да он лопнул бы от смеха: “Вы шутите? Знаете, что я ем на завтрак?”.
Однако каждый из них скажет: “У меня был дед по материнской линии – вот это был религиозный человек. Но я?..”. Тогда задайте логически напрашивающийся вопрос: “Тогда зачем вы здесь?”. По какой-то причине этот среднестатистический еврей, который не верит в Б-га и совершенно не религиозен, посмотрит на вас как на сумасшедшего и скажет: “В каком смысле? Ведь сегодня же Йом-Кипур!”.
Это ведь ненормально. Давайте это проанализируем. Что подразумевает еврей, говоря так? Вы спросили его, верит ли он в Б-га, и он ответил “Нет”, или “Когда я был моложе, то верил”, или “Когда состарюсь, стану верить!”.
– Значит, вы не верите в Б-га?
– Нет, не верю!
– Вы религиозны?
– Отнюдь нет!
– Так почему вы здесь?
– Да ведь Йом-Кипур!
По сути он вам говорит: “Почему? Да потому что Б-г желает, чтобы в Йом-Кипур еврей был в синагоге. Так где же мне еще быть?”.
Он говорит: “Сегодня Йом-Кипур, даже если у меня нет календаря. А это синагога, даже если она мне не нравится. Я – еврей, даже если я не религиозен, а Б-г есть Б-г, даже если я в Него не верю. Так что же вам неясно?”.
Это можно счесть – и, к сожалению, многие из нас так и делают, – чистейшим лицемерием. Мы при этом говорим: “Вы не верите в Б-га, вы не религиозны – так не приходите в синагогу! Не приходите сюда лишь для показухи!”.
Однако у Любавичского Ребе другой подход. Это-то безумие и делает нас евреями. Оно-то и показывает, насколько особенны наши отношения с Б-гом. Это то, что называется истиной. Я тут вообще ни при чем. Я не хочу быть религиозным. Не хочу верить в Б-га, не желаю об этом и слышать. Но Он хочет, чтобы я был здесь – и вот я здесь.
То же самое происходит и на Песах. Каждый еврей сидит на “седере”. Спросите на “седере” рядового еврея, верит ли он в Б-га.
“Оставьте меня в покое”, – ответит он. “А вы религиозный?” – он от смеха подавится мацой. “Значит, вы празднуете Исход из Египта, который произошел тридцать три века назад?” – “Я не знаток истории!”. “Так зачем же вы здесь?”. – “А где мне быть? Сейчас ведь Песах!”.
Это-то и великолепно в евреях! Теперь перенесем это в наш контекст. Три тысячи триста лет тому назад Б-г спросил нас, хотим ли мы сочетаться с Ним браком? Состоялась грандиозная свадебная церемония со всякими спецэффектами – мы были очень приятно поражены. После свадьбы Он сказал: “Ты тут позаботься кое о чем… А Я скоро вернусь!”. И с тех пор о Нем ни слуху, ни духу. Три тысячи триста лет – ни слуху, ни духу! Правда, были нарочные, послания, типа открытки – ну эти письмена на стене… но от Него Самого за все это время – ни слова!
Представьте себе, что люди только что поженились и после брачной церемонии муж говорит жене: “Пожалуйста, приготовь мне что-нибудь поесть. Я скоро вернусь”. Она начинает готовить… Муж возвращается спустя три с лишним тысячи лет, входит в дом, подходит к столу, берет свой любимый стул, садится, пробует суп из тарелки. Суп давно остыл. Как он на это отреагирует? Если это умный человек, он не станет жаловаться. Он скорее всего подумает: “Чудо, что дом еще стоит и стол с любимым стулом еще на месте”. Он будет рад, что и тарелка с супом на месте. Суп остыл? Ну что ж, за три тысячи триста лет мог и остыть.
Сейчас мы ждем Машиаха. Ребе высказал радикальную мысль, что надо ждать скорого прихода Машиаха. Что в этом такого уж радикального? Значит, он придет, не предупредив нас недели за две. А мы-то всегда думали, что прежде, чем он придет, будет какое-то предупреждение, чтобы мы смогли подготовиться, собраться. Машиах уже грядет? Но я не готов! Я не хочу представать пред Его судом в таком виде! Меня надо заблаговременно предупредить. Если Машиах придет сейчас и захочет вершить свой суд, что он найдет? Холодный суп?
– Если Машиах придет сейчас, – говорит нам Ребе, – то найдет еврейский народ невероятно здоровым. Прошло три тысячи триста с лишним лет, но мы неравнодушны к своему еврейству, а это значит, что мы заботимся о своих отношениях с Б-гом.
Если Машиах придет сегодня, он обнаружит, что наш суп остыл. Мы страдаем депрессией из-за разлуки. Мы страдаем утратой связи с предками. Мы страдаем утратой связи даже с ближайшими родственниками. Суп остыл. Суп совсем остыл. Но чья в этом вина? И чья заслуга в том, что есть какой-то суп вообще? Мы – это чудо. Все, что нам нужно, это воспользоваться этим. Мы сами и есть лекарство. Не только для самих себя, но и для всего мира. Через нас исцеление будет холистическим, естественным, органичным. Наша связь с Б-гом органична. Мы исповедуем не религию, а то, чем сами по сути являемся. Таким образом, Ребе говорит, мы должны идти тем путем, что ведет прямо к Б-гу. Минуя все ступени, минуя Кабалу – идти прямо к Б-гу и ясно представлять себе свою цель. Эта цель – не кабалистическая. Цель эта личная, персональная. Б-гу нужно, чтобы ты творил мицву. Он послал тебя в этот мир, чтобы ты был тем, кто ты есть, потому что эту мицву можешь выполнить только ты.
Так пусть Машиах придет прямо сейчас и застанет нас с остывшим супом, потому что нам нечего стыдиться. Мы – невероятны! Когда Б-г решил вступить с нами в брак, Он знал, что не просчитается.