Матот-Масей

                                                                                                                                                                                                       

Знаете ли вы, как заключают сделку в бриллиантовом бизнесе. Стороны просто пожимают руки и говорят “мазаль и броха” (“успех и благословение”). Как только эти слова произнесены, сделка считается заключенной и имеет такую же силу, как любая другая транзакция, юридически подтвержденная контрактом. Надо отдать должное бриллиантовому сообществу, в их бизнесе слово – это слово. Ведь бывает, что контракт не стоит даже той бумаги, на которой он написан. А здесь же произнесенное слово несет юридическую силу и считается не подлежащим отзыву.

Глава Торы “Матот” начинается с постановления, касающегося святости наших слов: “И говорил Моше главам колен сынов Израиля: … Если кто даст обет Г-споду, или поклянется клятвою, … то он не должен нарушать слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать”. Слово – это слово. Обещание – это обещание. И произносимые нами слова – священны и нерушимы. Если мы не обращаем внимания на то, что мы говорим, мы оскверняем свои слова. Именно поэтому соблюдающие евреи, в качестве предостосторожности, добавляют в своей речи слова “бли недер” – “без обещаний” (не беру на себя обет)– когда говорят что-то, что может прозвучать как обет.

Таким образом, если что-либо помешает им сделать желаемое, это не станет тяжким грехом нарушения данного обета. Но это, конечно же, ни коим образом не умаляет важности наших слов, и не устраняет необходимость сдерживать обещания, даже если они и не обязательно являются обетами. Вопрос в том, почему данное предписание было дано именно “главам колен”? Очевидно, что оно относится к каждому из нас.

 Простой ответ состоит в том, что обычно именно лидеры дают больше всего обещаний, поэтому это им надо быть в первую очередь осторожными. Политики печально известны своими предвыборными обещаниями, которые потом, когда их избирают, они редко выполняют. Есть история про одного кандидата, который пообещал понизить налоги в случае его избрания. Как только он занял свой пост, он поднял налоги. Когда избиратели выразили свое возмущение этим, политик признал, что он соврал. Наивный электорат счел данное признание верхом искренности и решил, что данный политик – самый честный из тех, кого им доводилось встречать.

Существует множество книг на тему деловой этики. И, несмотря на то, что в этой сфере есть множество законов и нюансов, в конечном итоге, решающим критерием для деловой этики является, держишь ты свое слово или нет. Выполнил ли ты свои обязательства или всячески увиливал и обходил их стороной? Не имеет значения, как ведут себя другие компании. Не важно, насколько нечистоплотны наши конкуренты. Мы должны все равно держать свои обещания, и это самое важное. Касается ли это деловых взаимоотношения или обещания пожертвовать деньги на благотворительность, наше слово должно быть непреложным. Даже если нас пугают сиюминутные финансовые затраты, мы можем быть уверены в том, что с течением времени, заработанная нами честностью и надежностью репутация компенсирует нам все кратковременные потери. Слово еврея должно быть священным.                     

Основатель хасидизма, рабби Исраиль Баал Шем Тов, учил, что сорок два перехода во время странствий евреев по пустыне соответствуют сорока двум этапам жизненных странствий человека. Этот путь начинается с рождения, подобно тому как Исход из Египта означал рождение еврейского народа. И заканчивается он последним путешествием в духовную Страну Обетованную, в ту жизнь, что наступает после окончания жизни земной.

Несмотря на то, что некоторые из промежуточных этапов путешествия евреев через пустыню сопровождались промахами и неудачами, все пункты маршрута нашего духовного пути должны нести в себе святость и позитив. Когда мы, выбирая между добром и злом, принимаем правильные решения, нам на деле удается прожить эти жизненные фазы в соответствии с желанием Творца. Если мы, подобно нашим предкам в пустыне, иной раз ошибаемся в выборе, то такой этап для нас знаменует временную неудачу. Но, пусть на каждом шагу своего жизненного пути мы стараемся не ошибиться и сделать правильный выбор, тем не менее нужно также понимать, что даже неудачи можно трансформировать в позитивный опыт духовного роста.

Использование глагола “падать” (типол) для описания того, как Земля Израиля становится владением еврейского народа, несет в себе важный урок. Тот факт, что определенные заповеди мы обязаны соблюдать только в пределах Святой Земли (для чего Тора и обозначает ее точные границы), намекает на то, что мы в состоянии исполнять заповеди Творца и тем самым возвышать материальный мир только в течение земной жизни, в физической реальности. У нас нет этой возможности ни до того, как наша душа соединяется с телом, ни после того, как она его покидает.

Несмотря на то, что наши души существуют до рождения и продолжают жить после смерти. По сравнению с идиллическим существованием наших душ в небесном обиталище до рождения, полная трудов и испытаний жизнь в физическом мире действительно может показаться “падением” с изначальной высоты. Но задействуя все свои силы, чтобы использовать уникальную возможность, предоставляемую нам только в этом мире, человек способствует достижению этим миром конечной цели Сотворения, выполняет задачу своего собственного существования и к тому же неизмеримо увеличивает способность своей души воспринимать раскрытие Б-жественности, ожидающее ее после земной жизни.