«Дварим»

                                                                                                                                                Название «Дварим» для пятой книги Торы несколько необычно. По простому, это название переводится как «речи» или «слова». Но разве во всех книгах Торы нет слов? Действительно в то время, как предыдущие четыре книги являются прямым общением Всевышнего, книгу «Дварим» произнес Моше, хотя и по                                            Б-жественному вдохновению.

 По правде говоря, тот факт, что это учения Всевышнего, передаваемые словами Моше, делает эту книгу уникальной. Моше не просто повторял учение Всевышнего; он сделал так, чтобы мысли Всевышнего усвоились в его собственном разуме, что позволило ему передавать эти учения нам таким образом, чтобы они были важными, значимыми и преобразующими для нас. Без учений речей Б-га первые четыре книги остались бы оторванными от нашего сознания. Сообщение было бы не услышано. Мы не могли бы обработать такие возвышенные идеи. Учение Всевышнего было внесено в мир слов, которые влияют на нас, когда они передавались через услышанные нами слова Моше.

Однако Мошиах поднимет этот процесс на новый уровень. Он будет направлять знания Б-га через визуальную среду. Мы не просто услышим слова Б-га, мы их увидим! В нашей недельной главе Торы «Дварим» Моше, знающий о приближающейся смерти, обращается к еврейскому народу: «Б-г Всесильный наш, говорил нам… полно вам жить у горы этой! Развернитесь, и идите… до реки Эфрат…»Моше, «верный пастырь» еврейского народа, обращается к всему народу с повторным объяснением всей Торы, а слово «Тора» происходит от слова «ораа» т.е. указание, инструкция. Все, что говорит Моше — это обращение к всем евреям, во всех поколениях, а не только присутствующим в тот момент, в сороковом году по выходу из Египта.

С чего же начинает Моше свое обучение, свое наставление: «хватит вам сидеть у этой горы». Гора, о которой идет речь, это гора Синай — место, где нам была дарована Тора. Началом и важнейшим законом является не закрываться, не уединяться в месте Торы. Нельзя заботиться и думать только о себе, следует идти, продвигаться и добраться до самых отдаленных и забытых мест, принести Тору незнающим и оторванным от нее. Позаботиться о каждом еврее повсюду, не считаясь с его недостатками, с его неприглядным духовным состоянием. Нельзя оставаться в одном месте, необходимо идти, беспрерывно продвигаться вперед максимально способствуя, распространению Торы. А дальше Моше говорит: «развернитесь и отправляйтесь в путь…». Данное указание говорит о том, что мы не можем довольствоваться работой вширь, работа должна быть также и вглубь. Надо углубиться и проникнуть не только в места отдаленные, но даже в такие места, которые в данный момент можно назвать «низкими» и стараться помочь каждому приблизиться к знанию Творца и к служению ему. И вплоть до самых низких мест в духовном плане, таких как «ар аэмори» — эморейским горам — самой «цитадели скверны», и мы обязаны их покорить.

 И во всем этом личное указание всем нам. Постоянно продвигаться вперед и параллельно, максимально стараться влиять на свое окружение. И благодаря этому удостоиться еврейский народ осуществления божественного обещания: «…и расширю ваши владения», как говорит Моше в начале нашей главы, вплоть до великой реки — реки Эфрат.