В недельной главе «Реэ» Всевышний говорит: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Зададим вопрос — почему Всевышний дает нам и благословение и проклятие одновременно? Ответом служат следующие слова: «и избери жизнь» — это необходимо, чтобы предоставить еврею свободу выбора. Для того, чтобы еврей мог отличить добро от зла, Всевышний позволил и дал силу злу противостоять святости, чтобы человек благодаря своему служению мог победить и уничтожить зло. Очень большим достоинством является то, что нам предоставлен выбор, и теперь еврей своим служением может подняться на очень высокие духовные ступени. Это возможно лишь поэтому, что любой ступени святости противостоит зло.
То, что нам предоставлена свобода выбора, это величайшая заслуга которой наделил нас Творец по своей доброте. Всевышний желает отплатить нам за все поступки, а не обеспечивать нас дармовым хлебом. Поэтому в данном стихе Торы в оригинале написано «нотэн» — «даю» благословения и проклятие. Нам известно правило, что «дающим называется только тот, кто дает с радостью». А это значит, что и проклятие и зло даны Им нам с радостью, потому что целью является позволить еврею избрать добро и своим служением вознестись на высочайшие ступени святости. Эта причина также и того, что сказано «смотри», а не «слушай». Недостаточно понять и знать о том, что есть выбор; мы обязаны постоянно размышлять и трезво смотреть на все происходящее с нами и тогда мы поймем и увидим, что в сути своей зло существует для нашего же блага. «Смотри… благословение и проклятие» — существование зла служит причиной для лучшего служения Творцу.
Сейчас становится понятным как это возможно, что Творец, сутью которого является добро, может предложить нам проклятие. Это не просто проклятие, нечто плохое что должно спуститься на нас (не дай Б-г), на самом деле это великая награда еврейскому народу для того, чтобы он избрал добро и во всем преуспел.
Глава «Реэ» читается в синагогах в субботу, когда благословляют месяц Элул (или в новомесячье Элул). В этом месяце мирозданию светят 13 атрибутов милосердия. В такое время человек может подумать, что больше нет необходимости в служении — свет, изливающийся на мироздание, настолько высок, что нет необходимости в его служении. Вот поэтому сказано «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». В противовес любому благословению всегда присутствует проклятие. Каким высоким и возвышенным не был бы данный аспект, всегда есть противоположная сторона. Именно поэтому в месяце Элул, в котором светят 13 атрибутов милосердия, еврей обязан продолжать свое служение для того, чтобы победит зло соответствующее этому месяцу.
Глава «Реэ» читается в преддверие месяца Элул, который называется месяцем раскаяния. Силой раскаяния можно перевернуть все наши грехи в заслуги и забраться на такие высокие духовные ступени, которые не доступны даже абсолютным праведникам. Глава «Реэ» учит нас, какой огромной силой наделен каждый еврей и каких успехов он может достичь своим служением. Наша глава Торы начинается словами: «Смотри, Я даю тебе сегодня благословение и проклятие. Благословение, если ты будешь следовать заповедям Б-га и проклятие, если ты не будешь следовать заповедям». Когда еврей (избави Б-г!) сворачивает с пути Торы и заповедей, это само по себе — проклятие.
Хорошо известно влияние наследственности на физические, интеллектуальные и духовные черты личности, передающиеся из поколения в поколение. Наследственность проявляется еще ярче, если речь идет о какой-либо свойственной столь многим прошлым поколениям черте, которая становится неотъемлемой частью сущности человека, частью его природы. Когда человек хочет изменить какую-то врожденную черту своего характера или характера любого другого живого существа, — это требует огромных усилий, особенно, если речь идет о качествах, неотъемлемых от его сущности. Результат таких попыток бывает скорее разрушительным, чем созидательным, и приводит зачастую к эмоциональным потрясениям.
Это прежде всего касается евреев, с самого рождения всей своей жизнью, всей душой связанных со своим народом — одним из самых древних народов в мире, письменная история которого насчитывает свыше трех с половиной тысячелетий. Как не раз показывал опыт, нежизнеспособными оказались те секты и группировки, которые отошли от истинно еврейского образа жизни, следующего Торе и ее заповедям. Приверженцы такого инакомыслия, лишив себя родной почвы, не только не играли созидательной роли, но и становились злейшими врагами еврейского народа.
Только те евреи, которые твердо придерживались Торы и заповедей, в том виде, в каком они были явлены на горе Синай, пережили всех своих преследователей, ибо только с помощью Торы и заповедей может еврейский народ соединиться с Высшей Силой — с Б-гом, давшим нам Тору и наш образ жизни. Размышляя на эту тему, мы понимаем, что должны тщательно беречь великое и священное знание, которое начиная от Синайского Откровения передается из поколения в поколение.
Безоговорочное и полное принятие этой священной традиции не означает, что в ней нет места интеллектуальному анализу. В рамках нашего ограниченного интеллекта мы все-таки можем понять некоторые аспекты заповедей, ибо Б-г в Своей безграничной милости дал нам эту возможность, и понимание это углубляется по мере постоянного исполнения нами заповедей в повседневной жизни. Таким образом, еврей достигает подлинной гармонии и удовлетворения в своей не только духовной, но и материальной жизни и понимает, какое это счастье быть сыном великого и святого еврейского народа.