На минувшей неделе в Конгрессе прошла конференция габаев общины бухарских евреев. Я уже писал об этом событии, но решил продолжить тему. Объясню, почему. Просматривая репортаж с конференции, я обратил особое внимание на заметки, в которых рассказывалось о нескольких выдающихся габаях нашей общины, проживающих ныне в Израиле. Под фотографиями можно было прочитать о вкладе каждого из них в духовное развитие общины.
Рассматривая эти фотографии, я неожиданно вспомнил о другой фотографии, которая несколько месяцев попала мне на глаза. Это, скорее всего, фотоплакат, на котором запечатлена группа габаев и хазанов города Кармине. К слову, фотоплакат этот называется «Знай учителей своих». Символичное название, не правда ли? И фотографии очень трогательные. Даже сейчас, по прошествии времени, по этим фотографиям видно, как повезло жителям Кармине с их духовными лидерами – все лица излучают спокойствие, мудрость, уверенность в вере, в обычаях, в Торе. Эти лица навсегда остались в истории общины.
И вот еще о чем я подумал, глядя на групповой снимок раввинов, хазаном и габаев города Кармине, который потом стал называться городом Навои. Ведь эта фотография, она как духовное послание из прошлого раввинам, хазанам и габаям дня сегодняшнего. Это еще одно свидетельство непрерывности нашей веры, наших традиций и обычаев. Когда-то в Кармине, люди на фото делали все от них зависящее, чтобы сохранить и передать дальше горящий факел духовности нашего народа.
Сегодня каждый из нас, в меру своих способностей и возможностей, делает тоже старается делать все от него, чтобы передать полученный нами факел нашим внукам и правнукам. Но в первую очередь эти слова относятся к габаям, которые, часто абсолютно безвозмездно, просто по велению своей души, работаете на благо людей нашей общины.
Вы – наши габаи, наследники габаев из Кармине. И пусть никто не подумает, что вам сегодня легче работать, чем людям с этой исторической фотографии. Да, мы все живем в Израиле, да, никто из нас не страдает от голода. Но, знаете, служить обществу в эпоху изобилия – задача не менее сложная чем служение обществу в эпоху трудностей и преследований. Вечный вопрос – какой опыт ценнее? Испытание бедностью или испытание богатством? Ведь в тяжелые времена, когда евреи подвергаются гонениям и страдают, они естественным образом объединяются вокруг синагоги. Но сегодня в эпоху изобилия, в эпоху смартфонов, от которых людям так тяжело оторваться, привести в синагогу молодежь – не менее сложная задача чем та, что стояла перед лидерами еврейских общин в прошлые века. Великолепные габаи нашей общины с этой задачей справляются прекрасно. И за это им огромное спасибо.
- * *
Какие слова в нашей Торе самые важные? Мнения мудрецов разделяются по этому поводу. Одно мнение гласит, что это слова молитвы “Шма Исраэль”, другое – “Возлюби ближнего своего как самого себя”, а Ребе Шимон Бен Пази говорит: “надо делать утром утреннее, а вечером – вечернее.”
Что это значит? И почему это так важно?
Смысл заключается в том, что наши, казалось бы, обыденные, повседневные дела могут иметь важное значение. Вспомните, в эпоху Храма жертвоприношение совершалось в один и тот же час и одним и тем же способом каждый день.
Когда ежедневно делаешь одно и то же, иногда приходишь к состоянию, в котором тяжелее придерживаться ежедневных обязанностей. Мы привыкаем, приходит усталость, пропадает волнение. Мы – живые люди. И наверно, это нормально, что у нас не всегда получается выполнять необходимые дела с радостью, с любовью, с энергией изо дня в день. Но то, что должен сделать каждый из нас, никто другой за нас не сделает. Именно поэтому Тора подчеркивает важность в серой, на первый взгляд, повседневной деятельности, которая, в итоге, больше влияет на уклад нашей жизни и наше отношение к ней, чем праздничные и незаурядные события.
Уверен, что последние слова особенно хорошо понятны габаям, которые изо дня в день на протяжении десятков лет открывают двери наших бэйт кнессетов для утренней молитвы. Обычная повседневная работа. Но как она важна для нашего народа!