166 лет назад, в августе 1855 года, началось строительство первого еврейского квартала за пределами Старого города Иерусалима. Земельный участок неподалеку от крепостных стен, напротив горы Сион, приобрел британский финансист и филантроп Моше Монтефиоре. Он лично присутствовал при закладке краеугольного камня первого дома нового квартала. По замыслу Монтефиоре, это должна была быть больница.
По законам Османской империи продажа земли иностранцам была запрещена. Чтобы добиться своего, Монтефиоре требовалось специальное разрешение султана. Абдул Маджид, лично принявший британского гостя в Константинополе, благосклонно отнесся к его намерению построить в Иерусалиме новый еврейский квартал. Чтобы обойти закон, сделку оформили так: банкир получал участок у крепостных стен Старого города якобы даром. Но одновременно с этим он делал пожертвование на нужды Иерусалима в размере 1000 фунтов стерлингов – по тем временам это была огромная сумма. Расплачивался Монтефиоре деньгами американского бизнесмена Джуды (Йегуды) Туро, скончавшегося за год до этого. Весомую часть своего состояния – 50 000 долларов – он завещал беднякам Иерусалима. А распоряжаться этими средствами Туро поручил Моше Монтфиоре.
Под краеугольный камень первого дома будущего еврейского квартала положили перстень, принадлежавший Туро. Монтефиоре пообещал, что евреи, которые поселятся здесь, ежегодно в день смерти Туро будут читать по нему поминальную молитву. По окончании церемонии стройплощадку стали обносить каменной стеной. На ее постройку ушло две недели. После этого работы на земельном участке прекратились. Монтефиоре начал сомневаться в целесообразности строительства больницы. Во-первых, в Старом городе уже существовала больница, построенная на пожертвование барона Ротшильда. Во-вторых, представители иерусалимской общины дали понять, что нуждающиеся в госпитализации евреи не захотят покидать пределы крепостных стен и отдаляться от своих родных.
На раздумья у Монтефиоре ушло два года. В 1859 году он вновь прибыл в Иерусалим и спросил руководителей общины, в чем люди нуждаются прежде всего. Выяснилось, что главной проблемой жителей Старого города являются скученность и теснота. В то время здесь жило около 15 000 человек – мусульман, христиан и евреев. Дома лепились один к другому, и в них самих негде было повернуться. Тогда Монтефиоре решил построить на своем земельном участке вместо еще одной больницы новый жилой квартал. На его строительство ушел еще год.
И, по сути дела, это был не квартал, а длинный жилой дом на 16 квартир – по тому времени, весьма просторных. У каждой из них был свой небольшой двор. По соседству с домом были построены две синагоги – ашкеназская и сефардская, – а также миква и баня. Кроме того, здесь был обустроен колодец с ручным насосом – посмотреть на это чудо техники приходили многие жители Старого города. Квартал назвали «Мишкенот шаананим» – «Мирная обитель», как сказано в книге пророка Йешаягу: «И будет жить народ мой в жилищах мирных, и в обителях надежных».
По решению Монтефиоре, 8 новых квартир предназначались для ашкеназов и 8 – для сефардов. Их должны были занять нуждающиеся семьи, а также наиболее одаренные учащиеся йешив. Каждые три года Монтефиоре предлагал проводить ротацию жильцов. Однако этот план остался неосуществленным. Жители Старого города крайне неохотно покидали пределы крепостных стен, опасаясь грабителей и не желая отдаляться от своих родных. Поэтому большинство жильцов, занявших новые квартиры в 1860 году, так и остались в них на долгие годы.
В 1892 году «Мишкенот шаананим» стал частью построенного по соседству квартала Ямин-Моше, названного в честь Моше Монтефиоре. В 1948 он обезлюдел, оказавшись в нейтральной зоне на границе между Израилем и Иорданией. После Шестидневной войны квартал обрел новую жизнь, а «Мишкенот шаананим» стал одним из важнейших культурных центров Иерусалима – местом проведения концертов и выставок. Сегодня в «Мишкенот шаананим» размещается Иерусалимский центр этики.
Борис Ентин, Источник: «Детали», Orbita.co.il