Ки Тецэ

                                           

  В нашей недельной главе Торы сказано: «Когда выступишь на войну против врагов твоих, и отдаст их Г-сподь, Б-г твой, в руки тебе, и возьмешь в плен его пленников». Простой смысл этих слов состоит в том, что в плен можно брать народы, ранее захваченных в плен теми, с кем теперь евреи ведут войну. Но на более глубоком уровне эти слова намекают нам на процесс выхода еврейской Божественной души («когда выступишь») из ее источника и ее спуск в наш мир, в материальное тело («на войну против врагов твоих»). Это необходимо для того, чтобы завоевать этот мир («и отдаст их Г-сподь в руки тебе») наполнив его святостью посредством изучения Торы и выполнения мицвот («и возьмешь в плен его пленников»).

Эту войну еврейский народ ведет с момента своего рождения, а завершится она с приходом Мошиаха. Намек на победное завершение этой войны (т.е. Освобождение) находится в следующей главе Торы: «Когда придешь в Землю». Тогда еврейский народ войдет в Землю Израиля и получит награду от Всевышнего. В момент «войны» Всевышний дает каждому еврею «спокойствие души и спокойствие тела», так как изучать Тору и соблюдать заповеди можно только в спокойной обстановке. Всевышний дает евреям покой не только для возможности сосредоточиться и добиться успеха в выполнении своей цели и победить в «войне».

Сейчас, на пороге Освобождения, мы удостоились попробовать на вкус ту награду, которая ждет нас в будущем.   Наша недельная глава начинается так: «Когда выступишь на войну …». То есть, когда евреи выходят на войну, Всевышний помогает им и способствует тому, что евреи одерживают победу над врагами и берут их в плен. Ребе объясняет, как это можно понимать в духовном смысле:

С кем евреи ведут войну в духовном смысле? Кто является врагом еврея? Это — тело и животная душа. Они сбивают с толку человека и мешают его Б-жественной душе служить Всевышнему. С этими врагами еврей должен бороться. «Когда выступишь на войну против врагов твоих» означает, что человек должен победить свое тело и не поддаваться его влиянию и желаниям. В этой войне не ставится цель разбить врага и уничтожить его. Нельзя разрушать тело, а нужно очистить его, превратить его в помощника в служении Всевышнему, использовать его для помощи в исполнении заповедей и изучении Торы.

Вот это и есть настоящая война, тяжелая война, которую должен ввести каждый из нас. Как можно победить в такой войне? Об этом продолжает наш отрывок из Торы: «Когда выступишь на войну». Нужно только выступить, выйти, начать, заняться этой войной и тогда нам обещано, что «отдаст их Г-сподь, Б-г твой, в руки тебе». Всевышний поможет тебе, чтобы ты смог победить врага. Но недостаточно просто победить.

В результате этой войны у тебя прибавляется нечто, как сказано: «И возьмешь их в плен». Речь идёт об искрах святости, которые скрыты в материальном теле и которые раскроются с помощью этой войны, а после победы в этой войне прибавят силу и энергию в служение еврея. В главе КиТецэ сказано, что нужно платить наемному работнику в тот же день. Запрещено задерживать выплату даже до наступления следующего дня! И так Всевышний поступает по отношению к народу Израиля — дает награду за выполнение каждой заповеди. Таким образом, еще до окончания «войны» мы уже пробуем плоды будущей победы. В конце главы Тора призывает нас пользоваться правильными (честными) мерами и весами.

Сразу за этими строчками следует заповедь помнить о вероломном нападении Амалека на евреев, только что вышедших из Египта. Великий комментатор Торы РАШИ объясняет, что такое соседство вроде бы не связанных между собой предписаний несет в себе предостережение еврейскому народу: «Если вы будете пользоваться подложными мерами и весами, берегитесь Б-жественного возмездия в виде нападения врагов, ибо, как сказано в Притчах: неверные меры и весы противны Б-гу».

На первый взгляд, столь суровое наказание за пользование неверными весами кажется непонятным. Ведь это преступление — лишь разновидность воровства, за которое полагается значительно более мягкое наказание. Кроме очевидного смысла выражения «неверные меры и весы» есть и более глубокое его толкование. «Неверные меры» могут означать и двойной стандарт, применяемый некоторыми людьми к вере.

Всем известно, что быть довольным своей долей — очень хорошее качество, В Талмуде сказано: «Кто богат? Кто доволен тем, что у него есть». Таким образом, рассуждаем мы, можно удовлетвориться тем, чего мы достигли в нашей религиозной практике. Если мы ходим в синагогу три раза в год на Праздники— этого достаточно! Если наши дети учат лишь часть Торы, которая нужна для церемонии бар-мицвы, — этого достаточно! Если еврейская школа пытается расширить помещение, мы недоумеваем: «там на родине, когда я был ребенком, наша еврейская школа была настоящей развалиной — и ничего, никто не жаловался!»

В повседневной жизни мы, однако, поступаем наоборот. Мы хотим достичь как можно большего. Работаем по восемь, десять, двенадцать, пятнадцать часов в сутки, и сколько бы мы ни заработали — этого нам всегда мало. Как бы ни возросли наш уровень жизни и социальное положение, нам этого мало. Зато когда покупаем мезузу, просим самую дешевую. Именно этот вопиющий двойной стандарт — «неверная мера» — и является «противной Б-гу». Ведь именно о материальном говорится в Талмуде: «Кто богат? Кто довольствуется тем, что у него есть». В материальной жизни мы должны довольствоваться малым. Но если речь идет о нашем еврействе и образовании — мы никогда не должны говорить: «Все! Я достиг совершенства».