В прошедший день 18 Элула, мы отпраздновали дни рождения двух великих светил — Баал-Шем-Това и Алтер Ребе, которые всегда выпадает в те дни (или в саму субботу), когда читают главу Торы «Ки таво» («Когда придешь ты»). Согласно тому, что пишет автор книги «Две скрижали завета» о связи праздников с текущей главой Торы, мы видим, что есть связь между 18 Элула и главой «Когда придешь ты».
Ребе Король Мошиах объясняет нам эту связь: Смысл слова «придешь» согласно объяснению наших мудрецов — вход полностью и в совершенстве. Это также отражало в законе окунания сосудов, о чем сказано «воду должно прийти (быть погружено)… и будет чистым». То же относится к человеку — если при погружении хотя бы один волос останется снаружи, то очищения не произойдет. В нашей главе Торы сказано: «И будет: когда придешь на землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе… и овладеешь ею и поселишься на ней». Приход в землю возможен только в том случае, когда вход был в совершенстве, после завладением земли и ее заселением.
Действие учения хасидизма, которое раскрылось с помощью Баал-Шем-Това и Алтер Ребе, подобно «приходу» в служении Всевышнему. Нужно исполнять Тору и заповеди так, чтобы это было как «вход» — в совершенстве. Нужно обратить внимание, чтобы даже одна деталь не оставалась бы без Торы и заповедей — служения еврея Всевышнему. Ребе говорит, что во входе в землю есть два аспекта: сначала общий вход — «когда придешь ты», а затем в деталях — «и овладеешь ею и поселишься на ней».
Также и в дне 18 Элула есть подобные два аспекта: общий хасидизм, который основал Баал-Шем-Тов, и в частном виде — учение хасидизма ХАБАДа, которое основал Алтер Ребе. Баал-Шем-Тов указал, каким образом нужно служить Всевышнему в общем — «когда придешь ты», а Алтер Ребе указал пути для этого, чтобы осуществить это на практике, в деталях — «и овладеешь ею и поселишься на ней». Раскрытие учения хасидизма является подготовкой к приходу Мошиаха.
На вопрос Баал-Шем-Това: «Когда ты придешь?» Мошиах ответил ему: «Когда твои источники распространятся наружу» — когда учение хасидизма, внутренняя часть Торы, станет известным во всем мире и дойдет до каждого. В книгах по каббале сказано, что до прихода Мошиаха все раскрытия в мире являются поверхностными, внешними. Поэтому возможна ситуация, когда еврей исполняет заповеди Торы таким образом, что он и Тора — это две отдельные вещи. Хасидизм требует, чтобы еврей раскрыл свою внутреннюю суть. Хасидизм показывает каждому еврею способ для достижения этой цели. По своей сути, каждый еврей без исключения неразрывно связан с Торой и заповедями, которые являются источником его жизненности. Как невозможно отделить жизненную силу от человека, так и нельзя оторвать еврея от Торы и заповедей. Поэтому изучение хасидизма является подготовкой к приходу Мошиаха.
Кто вы — пессимист или оптимист?
Первое слово нашей недельной главы — «Вэ-айя» («И будет»). Мидраш утверждает, что всякий раз, когда Тора использует это слово, оно выражает радость. Напротив, когда Тора использует слово «Ва-йеи» («И было» — это выражение скорби и страдания. Почему? Слово «йеи» стоит в будущем времени — «будет», но когда мы добавляем к нему букву «вав», оно превращается в прошедшее время («и было»). Наоборот, слово «айя» стоит в прошедшем времени — «было», но когда мы добавляем к нему «вав», оно преобразуется в будущее время («и будет»). В этом и заключается разница между печалью и счастьем, пессимистом и оптимистом. Грустный и пессимистичный человек берет будущее и превращает его в прошлое. Вместо того, чтобы видеть яркую картину, он одержим наблюдением за происходящим сквозь призму болезненных событий прошлого. Наоборот, счастливые и оптимистичные люди не погрязают в прошлом. Даже если прошлое было болезненным, они с нетерпением ждут славного будущего; они видят Мошиаха и Освобождение на горизонте и греются в его появляющемся свете.
Сказал наш Ребе: прежде всего, нужно дать ответ тем людям, которые удивляются и нервничают оттого, что поднимают шум по поводу того, что каждый еврей должен сделать и повлиять, чтобы Освобождение наступило немедленно. И будучи открытыми людьми, они выражают свои волнения на словах и спрашивают: «Когда Мошиах придет сразу, то, что будет со всеми делами и вещами, которые были совершены и накоплены в течение всего времени изгнания? Что произойдет с нашим бизнесом и собственностью, друзьями и связями, как среди евреев, так и не евреев и т.д.?
Ответ на это таков: не нужно бояться, так как Освобождение не отменит все законы природы и все хорошие вещи, сделанные (согласно Торе) в изгнании. Наоборот: Освобождение включает в себя все эти вещи, находящееся в изгнании, таким образом, что они поднимаются до уровня Освобождения. Все это происходит с помощью того, что мы раскрываем букву «алеф» в самом изгнании…
Отсюда также можно понять указание для тех людей, которые думают, что основная цель Освобождения состоит в том, чтобы отменить законы природы. Наоборот, Освобождение зависит от всей нашей деятельности во время изгнания. Поэтому нужно делать Всевышнему жилище в нашем мире и готовить весь мир к Освобождению. При этом следует бороться с проявлениями зла в мире и побеждать при этом. Эта работа начинается с исполнения заповедей, в частности благотворительности, когда человек отнимает от себя заработанное им и делится с другими.
И еще, что самое главное, нужно распространять Тору, еврейство и источники хасидизма наружу. При этом нужно побуждать евреев во всем мире добавлять в изучении Торы и соблюдении заповедей. Также нужно раскрывать Всевышнего во всем в мире, включая оказание влияния на народы мира в отношении исполнения ими семи заповедей потомков Ноя (как постановил РАМБАМ в «Законах о королях» 8:10) и подготовки их к тому времени, о котором сказал пророк Овадия: “И станет Г-сподь Владыкой всей земли; в тот день Г-сподь будет признан всеми народами единственным Б-гом и лишь Его Имя будет у всех на устах”.
Материал подготовил Рав Даниэль Булочник